"Наши грузопотоки продолжают идти через иностранные порты - ну просто недопустимо! Правительство, как будто специально, никаких мер не предпринимает. Ну несколько лет мы говорим об этом! - заявил в своем Послании В.Путин. - Считаю, что это результат либо неспособности правильно определить приоритеты, о которых я уже говорил несколько раз, либо должным образом организовать практическую работу. И то, и другое плохо. Нужно незамедлительно сделать следующие шаги, прежде всего, разработать и принять инвестиционные программы развития российских портов".
На заседании в Мурманске глава Российского государства призвал повысить конкурентоспособность российского морского транспорта за счет согласованного развития всех составляющих отрасли. "Это особый, наиболее востребованный вид транспорта, выполняющий в мире почти 90% всех грузовых международных перевозок. В нашей стране с его участием осуществляется от 60% внешнеторгового грузооборота", - заявил Президент, открывая в среду совместное заседание Госсовета и Морской коллегии. В.Путин вынес предложение о создании Национального арктического совета, задачей которого станет обеспечение интересов России в Арктике.
Наряду с этим Президент выступил за создание в крупнейших морских портах свободных экономических зон с льготным режимом. "Разумеется, на основе соответствующего закона, который надо принимать без отлагательств", - добавил он. "Кроме того, уже в этом году надо урегулировать все вопросы, касающиеся землепользования в портах", - отметил В.Путин. "Это один из ключевых вопросов. 50% бюрократии - в вопросах землепользования", - критически сказал он. По словам Президента, к 2015 году объем перевозок углеводородов в западном районе Арктики должен возрасти до 40 млн тонн, что требует от России развития арктической транспортной системы и мер по сохранению экологического баланса в регионе.
В этой связи Путин призвал обсудить вопросы модернизации арктической транспортной системы. По мнению Госсовета, развитию этой сферы мешают недостаточное нормативно-правовое регулирование деятельности морских портов России, несовершенство тарифной политики и правовая неопределенность в вопросах резервирования и использования земельных участков для строительства и реконструкции портов. В рамках пребывания главы государства в Мурманске также состоялась рабочая встреча с губернатором Мурманской области Юрием Евдокимовым. Вместе с В.Путиным доклад губернатора слушали первый вице-премьер Сергей Иванов, министр транспорта Игорь Левитин, глава РЖД Владимир Якунин.
В ходе беседы губернатор рассказал о нынешнем состоянии и планах развития мурманского транспортного узла, а также поднял вопрос об увеличении в регионе тарифов на электроэнергию, проведенном РАО ЕЭС. Ю.Евдокимов попросил Президента вмешаться в действия РАО ЕЭС России, вдвое поднявшего тарифы на электроэнергию в области. По словам губернатора, Мурманская область "фактически стала заложником реформы РАО ЕЭС России". "У Мурманска очень много конкурентов, например, Киркинес и Нарвик, нам больше нельзя тянуть с принятием решений по развитию Мурманского транспортного узла", - сказал Евдокимов и пожаловался, что необходимые законы готовились по 10-14 лет и до сих пор не приняты. Кроме того, не утверждена генеральная схема развития порта, а также его границы.
Выслушав губернатора, В.Путин предложил создать правительственную комиссию во главе с первым вице-премьером Сергеем Ивановым для развития крупнейших портов, расположенных на Балтике, Дальнем Востоке, Северном морском пути и в Новороссийске, передает ИА Росбалт. Помимо этого, по мнению Президента, изменить ситуацию к лучшему должна позволить Объединенная судостроительная корпорация, которую запланировано создать на принципах государственно-частного партнерства. Эту идею поддержал губернатор Приморского края Сергей Дарькин, который выступал с докладом на заседании Госсовета.