"Зарубежная часть Русской Церкви полностью влилась в жизнь тех стран, в которых она действует. Ее верующие освоили местный язык, зачастую владеют им лучше, чем русским, вошли в культурную и общественную жизнь этих народов, при этом сохраняя и развивая свое сознание как части Русской Церкви, приобщенной также и к русской культуре", - говорится в докладе владыки Марка.
Таким образом, продолжил архиепископ, епархии и приходы Зарубежной Церкви могут быть посредниками между этими культурами, "могут полноценно, справедливо и непредвзято представлять лицо России и ее народов перед иностранным миром". "Это особенно важно потому, что во многих странах существуют серьезные предрассудки в отношении России, ее культуры, общества, политики", - подчеркнул владыка.
По словам председателя Комиссии РПЦЗ по переговорам с РПЦ, церковное единство даст верующим РПЦЗ возможность "вникать в современную жизнь русского народа в Отечестве и таким образом стать полноценными представителями его за границей". Владыка Марк также отметил, что если 17 мая состоится подписание "Акта о каноническом общении" между двумя частями Русской Церкви, в результате которого будет восстановлено церковное единство, то это будет означать "не конец, а скорее начало дальнейшего процесса нашего ознакомления друг с другом и проникновения взаимной любовью и доверием".
По словам архиепископа, русским эмигрантам в течение десятилетий "пришлось научиться недоверию ко всему, что было связано с советской властью, и это недоверие, к сожалению, распространилось и на представителей Церкви". Вместе с тем, ранее владыка Марк заявил, что шумиха, поднятая вокруг недавних высказываний епископа Анадырского и Чукотского Диомида о некоторых проблемах в церковной жизни России, ни коим образом не повлияет на воссоединение двух частей Русской Церкви. "Это нормальное явление, пусть говорят, объединение все равно состоится", - подчеркнул владыка.
Напомним, что во второй половине февраля в Интернете получило широкое распространение так называемое "Обращение епископа Диомида ко всем архипастырям, пастырям, клирикам, монашествующим и всем верным чадам Святой Православной Церкви", в котором владыка высказал свое видение современных проблем церковной жизни России и, в частности, подверг критике Русскую Церковь за ее либерализацию и активные контакты с внешним миром, в том числе с христианами других конфессий. В связи с этим в СМИ вскоре разразилась бурная антицерковная кампания, направленная на дискредитацию священноначалия РПЦ.
В сложившейся ситуации шумиху вокруг письма владыки Диомида вынуждены были прокомментировать представители ОВЦС МП, а также лично Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. "Мы укрепляем православное единство, но есть люди, которые хотели бы, чтобы православные не укреплялись, - заявил в связи с этим Патриарх Алексий. - Здесь поднята шумиха теми, кто стоит против возрождения и воссоединения двух частей Русской Православной Церкви".
Еще более конкретно по этому поводу высказался заместитель председателя ОВЦС МП протоиерей Всеволод Чаплин, который заявил, что за шумихой вокруг "Обращения" стоят "два человека: господин Душенов <...> и господин Назаров - это бывший советский перебежчик, который остался на Западе, а в начале 90-х годов вернулся сюда - может быть, с заданием, может быть, без, - чтобы "спасать Россию". "Я боюсь, - подчеркнул о. Всеволод, - что вся эта история была раскручена двумя этими людьми и их общественными группами поддержки для того, чтобы в идеале устроить переворот в Русской Церкви, захватить в ней власть через дестабилизацию положения, а если по минимуму - то просто устроить очередную кампанию в свою славу, ради своих личных интересов".
Русская линия