Однако, сообщает ВЦИОМ, до сих пор в России нет статистических данных о численности представителей различных религий. Глава ОВЦС митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл недавно напомнил, что государство не включило графу о принадлежности к религии в перепись населения, хотя его об этом просили. Все данные о конфессиональном составе России в количественном соотношении получены исключительно с помощью опросов общественного мнения.
Руководитель отдела социологических исследований ВЦИОМ Михаил Тарусин отметил значительный рост числа православных верующих в нашей стране. "В начале 1990-х годов православными себя называли лишь 34% взрослого населения страны, в 1999 году их было уже примерно 50%, сегодня - свыше 60%. Количество воцерковленных людей, то есть тех, кто посещает храмы хотя бы раз в месяц и регулярно приступает к таинству причастия, тоже растет. В "перестроечные" годы их было около 4%, а сейчас, по разным оценкам, 10-12%".
Результаты опроса также показывают, что в России люди, называющие себя православными чаще воспринимают религию как нравственную систему (30%), реже как совокупность обрядов (менее 15%). Еще одним бесспорным фактом, который подтверждается опросом, является омоложение религиозной части нашего общества. Еще 15 лет назад храмы были заполнены в основном людьми лет 60-ти, сегодня средний возраст уменьшился до 48 лет, что уже гораздо ближе к среднему возрасту населения в целом - 44 года. Более того, опрос ВЦИОМа показал, что православными называют себя 58% самых молодых россиян, которым еще не исполнилось и 25 лет.
Социологи по-разному объясняют рост числа верующих, но в одном их мнения совпадают, - все они считают, что религия заполнила моральный вакуум, существовавший в России. По мнению ведущего аналитика ВЦИОМа Леонтия Бызова, религиозный фактор в нашей стране имеет объединяющий характер. Он обращает внимание на то, что в ходе опроса большинство православных, отвечая на вопрос "Кого вы считаете врагом Православия?", указали лишь на сатанистов и сектантов, но не на мусульман, несмотря на страх перед террористическими актами. Не считают православные своими врагами и представителей других традиционных для России конфессий. "Таким образом, мы можем с уверенностью говорить, что в России сегодня межрелигиозный мир", - отметил социолог.
Как справедливо заметил М.Тарусин, "в современном российском обществе не определены нравственные ценности, прежде всего - со стороны государства, которое больше занято экономическими и социальными проблемами" и поэтому "по-настоящему верующие люди идут к Богу не теми семимильными шагами, которыми советский человек лет 20 назад двигался к коммунизму, а через возвращение к пониманию значения нравственности для самого существования страны". "Я уверен, - отметил социолог, - что в ближайшие годы они (православные верующие - РЛ) поставят этот вопрос перед властью, причем во всю ширь. Нравственный вопрос всегда был основным для России, а уж особенно - в переломные для державы годы, которые мы сейчас еще продолжаем переживать".
Русская линия