По словам нового председателя, корпорация, в первую очередь, займется развитием гражданского самолетостроения.
"Я считаю, что, в первую очередь, мы должны уделить внимание именно гражданскому самолетостроению. Поскольку это не только вопрос промышленности экономики, это вопрос обеспечения единой транспортной структуры страны. Выражаясь спортивным языком, мы должны вернуть ОАК в высшую лигу мировых авиапроизводителей", - цитирует Сергея Иванова РИА Новости.
Министр выразил надежду, что руководству корпорации удастся обеспечить высокий уровень координации действий государственных органов и авиастроительных предприятий при решении всех проблемных вопросов, которые накопились в авиационной промышленности России.
Объединенная авиастроительная корпорация была создана по Указу Президента России от 21 февраля 2006 г.
В состав ОАК вошли АХК "Сухой, внешнеэкономическое объединение "Авиаэкспорт", лизинговая компания "Илюшин Финанс", НПК "Иркут", Комсомольское-на-Амуре авиационное объединение им Ю.А. Гагарина, межгосударственная авиастроительная компания "Илюшин", Нижегородский авиастроительный завод "Сокол", Новосибирское авиационное производственное объединение им. Чкалова, ОАО "Туполев", "Финансовая лизинговая компания".
Уставный капитал новой компании составил 96,72 миллиарда рублей. Доля Российской Федерации в уставном капитале корпорации составляет более 90%.
РФ, как учредитель, внесет в уставный капитал ОАК 100% акций авиационной холдинговой компании "Сухой", 86% акций межгосударственной авиастроительной компании "Ильюшин" и 90,8% акций компании "Туполев".
Также в ОАК будут внесены 15% внешнеэкономического объединения "Авиаэкспорт", 38% "Ильюшин Финанс Ко", 25,5% Комсомольского-на-Амуре авиационного объединения им. Гагарина, 38% нижегородского авиастроительного завода "Сокол", 25,5% новосибирского авиационного производственного объединения им. Чкалова и 58% "Финансовой лизинговой компании".
Слово эксперту:
Андрей Цунский, эксперт аналитической дирекции НТК "Звезда"
Новое назначение Иванова
Председателем Совета директоров Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) избран заместитель председателя правительства РФ, министр обороны Сергей Иванов.
На сегодняшний день активы холдинга составляют 96 миллиардов рублей (3,6 миллиарда долларов). Это, по мировым меркам, очень мало. И все же перед новой российской корпорацией стоит ответственная задача - к 2015 г. авиахолдинг должен войти в пятерку крупнейших мировых производителей гражданских самолетов.
Между тем, у отрасли есть своя специфика. Прибыльность авиастроения и авиаперевозок во всем мире составляет всего 2-3%. Авиапром России при этом платит НДС в 18%. С него удерживают и налоги на землю, хотя ни железные дороги, ни автомобильные, ни энергосистемы и топливные компании этим налогом не облагаются.
Различные компании готовят к выпуску четыре типа региональных самолетов (Ту-324, Ту-334, Ан-148, RRJ), но финансирование везде недостаточное, огромные силы поглощает борьба за рынок.
В результате Ту-324 только осваивается в производстве, остальные еще не готовы и для этого. Летные испытания уникального двигателя НК-93, который может совершить технологический прорыв на мировом рынке, не удается провести вот уже третий год. Такая обстановка внутри отрасли никак не может быть названа здоровой. Между тем без собственной авиации России не занять достойного места в мире. Без своего "неба" невозможно даже эффективно управлять собственными территориями и развивать их.
Нигде в мире правительства не отпускают авиацию на волю рыночных волн, не стесняются поддерживать ее крупными военными и гражданскими госзаказами и прямым участием государства в деятельности авиастроительных компаний. У нас есть компании, способные разрабатывать и строить новые самолеты, но необходимо "выиграть качество", направить финансовые потоки в наиболее перспективные направления, распределить между компаниями задачи таким образом, чтобы они не сталкивались лбами на рынке, решить ситуацию с налогообложением и необходимой законодательной поддержкой.
Нужно выстроить систему промышленного обслуживания авиационной техники, обеспечить приток инноваций в авиапром за счет вложения средств в науку. Отдельные компании не могут справиться со всем этим поодиночке. Наилучшим решением является в этой ситуации создание холдинга - при такой форме ведения дел компании сохраняют юридическую и финансовую самостоятельность в рамках общей для всего холдинга стратегии. И еще - важно, кто его возглавит.
Не случайно председателем Совета директоров ОАК стал заместитель председателя российского правительства и министр обороны Сергей Иванов. За его плечами сложнейшая работа по реформированию российской армии. Сергей Иванов показал себя не просто чиновником, а специалистом, умеющим войти в проблемы сложной и закрытой корпорации, высококлассным менеджером и человеком, умеющим точно применять властный ресурс.
По сути, возрождение авиапрома - это крупнейшая национальная программа стратегического значения. Авиация играет в современном мире ту же роль атрибута великой державы, что выходы к морю и крупные порты до ее появления. Положение России обязывает ее развивать эту отрасль и выводить на лидирующие позиции в мире.
НТК "Звезда"