Его организаторами, помимо Казанского отделения "Международной независимой ассоциации трезвости" (МНАТ), являющейся инициатором возрождения и активным популяризатором праздника, выступили: управление Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по РТ, министерство по делам молодёжи, спорту и туризму Татарстана, республиканский наркологический диспансер министерства здравоохранения республики, муниципальное педагогическое учреждение "Подросток" города Казани, музей Е.А.Боратынского и целый ряд других муниципальных структур и общественных организаций. Следует заметить при этом, что, по сравнению с прошлым годом, произошло заметное пополнение рядов организаторов Праздника трезвости, что не замедлило положительно сказаться на увеличении численности его участников и разнообразии праздничной программы.
Праздник трезвости проходил в музее выдающегося русского поэта Евгения Абрамовича Боратынского (Баратынского) и в расположенном близ него Лядском садике, в котором в декабре 2003 года был открыт восстановленный памятник другому великому пииту земли русской - Гавриилу Романовичу Державину. В его программу входили бесплатная экскурсия по музею, традиционное чаепитие, выступления творческих коллективов, проведение различных познавательных и профилактических конкурсов для молодёжи, лотерея с розыгрышем ценных призов, катание на лошади и угощение мороженным. Подавляющее большинство участников праздника составляли дети и подростки, веселившиеся в городском саду, несмотря на дождливую погоду.
Непосредственно в самом музее Е.А.Боратынского прошёл День открытых дверей на тему "Возродим добрые казанские традиции", где все желающие могли ознакомиться с богатыми традициями казанского трезвеннического движения, у истоков которого стояли такие известные общественные деятели, как А.Т.Соловьёв, Н.Ф.Катанов, Л.О.Даркшевич, А.И.Александров и другие. В качестве экскурсоводов выступали работники музея и активисты МНАТ, в том числе - председатель Ассоциации историк В.М.Ловчев и известный эндокринолог профессор В.В.Талантов (внук председателя Комитета "Казанского Общества Трезвости" А.Т.Соловьёва).
Заметным событием в рамках проведения нынешнего Праздника трезвости стало также обращение его участников к богатому духовному наследию выдающегося русского педагога, неутомимого пропагандиста трезвого образа жизни и убеждённого ревнителя православия Сергея Александровича Рачинского (1833-1902), которому был посвящён новый красочный буклет, раздававшийся организаторами участникам праздника, и одна из музейных витрин. Напомним, что в прошлом году местные трезвенники, помимо предложений о присвоении имён А.Т.Соловьёва и Ю.В.Морозова улицам в Казани и Нижнекамске, выступили с инициативой открытия в новом здании музея Е.А.Боратынского отдела "С.А.Рачинский и трезвенническое движение", что было бы в высшей степени логично, так как Сергей Александрович не только являлся одним из вдохновителей здешнего трезвеннического движения и почётным членом ряда отделов дореволюционного "Казанского Общества Трезвости", но и родным племянником Е.А.Боратынского.
Имя и труды этого выдающегося подвижника, всецело посвятившего себя воспитанию крестьянских детей и реализации на практике идеи воцерковления школы ещё в недостаточной мере известны широкой российской общественности. С сожаление приходится констатировать, что в данном отношении мало что изменилась по сравнением с началом прошлого века. "Личность С.А.Рачинского, - писало, в частности, в 1913 году "Новое Время", - этого русского Песталоцци, горячего ревнителя народного просвещения, учителя-подвижника, обаятельнейшего своей любовью к крестьянским детям, убеждённейшего и пламенного проповедника народной трезвости, - далеко не оценена по своему достоинству. До сих пор нет подробной и обстоятельной биографии этого интересного, высокообразованного человека, первого переводчика на русский язык сочинений Дарвина и в то же время глубоко верующего христианина, беззаветно преданного церкви, как все славянофилы, с большинством которых Рачинский был в самых близких сношениях".
"Рачинский, - утверждается, в частности, в буклете МНАТ со ссылкой на слова известного петербургского трезвенника В.А.Цыганкова, - "сформулировал главную стратегию преодоления алкоголизации народа: надёжный заслон ей должны поставить сильные приходские, школьные и семейные трезвенные традиции". Огромная заслуга казанских трезвенников заключается в том, что они заново открывают для местного общества имена выдающихся общественных деятелей прошлого, изучая и применяя накопленный ими опыт для духовного и физического оздоровления своих соотечественников.
От редакции. Символично, что обращение к личности и просветительному наследию выдающегося православного педагога-трезвенника С.А.Рачинского происходит в столице Татарстана на фоне развернувшейся в республике информационной кампании против введения в школах "Основ православной культуры". И в этом абсолютно не прослеживается никакого политического или религиозного умысла. Всё куда как проще и понятнее: можно, конечно, волевым решением запретить местным школьникам изучать духовное наследие православной Руси, но никаким насилием и фарисейскими ссылками на мифическую угрозу "межнациональному и межконфессиональному миру и согласию" невозможно вырвать из контекста русской души само святоотеческое Православие.
Русская линия