Когда говорят, что чудес не бывает, я привожу в качестве примера возрожденный Волковский крестный ход. Когда впервые в 1995 году с пением молитв крестный ход вошел в Никульчино, нас встретило молчание, и только позже, когда на развалинах каменной Борисо-Глебской церкви (построена в 1760-е годы, разрушена в 1930-е) начали читать акафист святым Борису и Глебу, стали подходить люди...
А 14 мая 2001 года в Никульчино состоялось освящение нового деревянного Борисо-Глебского храма, построенного на средства одного из вятских предпринимателей. И я верю: не было бы крестного хода, не было бы и светлого деревянного храма на высоком берегу Вятки.
Помню, когда впервые оказался на этом берегу, то вспомнил прочитанные летописи. И поверил им... Действительно, не могли новгородские ушкуйники, плывшие по Вятке, пропустить это красивое место на высоком берегу реки, где располагалось селение местных жителей-язычников. В летописях поселение называется "болванский городок".
Почему "болванский"? Потому что болванами православные всегда именовали идолов. И вот новгородцы решились на битву, а перед ней молились святым Борису и Глебу. Но при этом помнили народную мудрость: "На Бога надейся, а сам не плошай". Новгородцы пошли на военную хитрость - вырезали идолов и пустили их на плотах по Вятке. Язычники в восторге высыпали на берег наблюдать это явление (по слову летописи, "зазевались на них"), а в это время новгородцы неожиданно ударили в тыл. Исход боя был предрешен.
Первый православный храм на вятской земле был посвящен именно святым Борису и Глебу.
Спустя время были основаны другие русские поселения, в том числе столица вятской земли - Хлынов. В память основания первых русских поселений в главный вятский город из Никульчино стал свершаться крестный ход - как считалось, древнейший из вятских.
В 1995 году древнейший вятский крестный ход обрел новую жизнь - правда, не в прежнем размахе, до Вятки. Он теперь ежегодно проходит 2/15 мая в день перенесения святых Бориса и Глеба из Волково в Никульчино - причем, подобный ход существовал и раньше (с теми же почитаемыми иконами, что и ход в Вятку). Кроме того, например, известно, что в 1927 году крестному ходу запретили заходить в Вятку, но определили путь через Макарье и Бобино, "с отправлением, - как сказано в официальной бумаге, - молебнов в пути". То есть всегда были отступления от привычного, поступательного развития. И бессмысленно было механически воспроизводить древнейший вятский крестный ход. И его новая жизнь, начинавшаяся в 1995 году, вселяла надежду, что его глубинная сущность не утрачена...
Прошедшие годы все время подтверждают это - и увеличивающееся с каждым годом число трудников, и строительство никульчинского храма. И, конечно, сегодняшний юбилей - и села Никульчино, и всей святой вятской земли.
Артем Маркелов, Киров (Вятка), специально для Русской линии