Проблемы кряшен Татарстана обсудили на пресс-конференции в Москве 
Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Проблемы кряшен Татарстана обсудили на пресс-конференции в Москве

Кряшенский вопрос / 23.06.2006

Кряшенскому вопросу РЛ уделяет особое внимание, предоставив для этой темы отдельную страницу своего сайта.
22 июня проблемы кряшен обсуждались на пресс-конференции "Татарстан. Религиозные и политические свободы: кряшенский вопрос", сообщает Благовест-инфо. На встрече выступили активисты кряшенского движения - член правления Общественной организации народности кряшен города Казани Аркадий Фокин, ст. научный сотрудник Института стран Африки РАН Анатолий Иванов, член Совета республиканского национально-культурного центра кряшен Татарстана Людмила Белоусова.
Ведущий встречи, пресс-секретарь Союза православных граждан Кирилл Фролов сообщил, что пресс-конференция проводится в преддверие всемирного саммита религиозных лидеров, на котором священноначалие Русской Православной Церкви будет встречаться с президентом РФ и мировыми лидерами.
"Мы бы хотели, чтобы на этом саммите был поставлен вопрос о правах и свободах человека в Татарстане, и в частности, правах и свободах кряшен", - заявил Фролов.
По его словам, кряшенскому народу, которого насчитывается 400 тыс. человек в Татарстане и около миллиона в России, отказано в праве на национальное самосознание и национальное бытие. "Институт этнологии и антропологии РАН сначала включил кряшен как самостоятельную нацию в перечень народов России, а потом под давлением Шаймиева сделал шаг назад", - сообщил Фролов.
Аркадий Фокин призвал не драматизировать ситуацию, отметив, что в таком случае можно "не увидеть перспективы". Он рассказал, что кряшенский вопрос существует с того момента, когда сформировалась кряшенская общность - тюркская общность из Волжской Булгарии.
Фокин рассказал, что кряшены самоопределились к концу XIX - началу ХХ века, а к 1917 году заявили о себе как о самостоятельном этносе, что было признано и советскими властями. В Татарстане существовали кряшенское книжное издательство, театр, выходили газеты. Однако к 20-м годам кряшенская программа была свернута, и с конца 20-х годов кряшенская проблема "была исключена из научной проблематики".
Людмила Белоусова рассказала о современном состоянии кряшенской общности в Татарстане. Когда началась перестройка, у кряшен возник интерес к своим корням, началось общественное движение, культурно-просветительская работа.
Участники пресс-конференции рассказали о политизированной кампании, развернутой против кряшен накануне переписи населения, во время которой СМИ Татарстана писали о кряшенах как о "предателях веры".
Анатолий Иванов указал основные причины "политизированности кряшенского вопроса". Последняя перепись была сфабрикована, сфальцивирована, убежден он; согласно же переписи 1989 года татар проживает в регионе 48,5 %, русских - 43, 2 %. "Но в число татар включены кряшены, которых 8 %, и если их вычесть, то окажется, что татар в Татарстане меньше, чем русских, а православных - 54 %. Получается, что Татарстан - не мусульманская республика и не татарская", - заключил ученый. Вторая причина, по его мнению, состоит в том, что основной регион проживания кряшен в Татарстане находится в нефтеносных районах республики, и если кряшены будут признаны, "то возникнет вопрос о каком-то перераспределении доходов от добычи нефти". "А то, что кряшены - не татары, - подчеркнул Иванов, сам являющийся кряшеном по происхождению, - подтверждают и антропологические исследования".
Русская линия



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

 

Другие статьи этого автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме