"Кто не курит и не пьёт, тот России патриот!" 
Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

"Кто не курит и не пьёт, тот России патриот!"

Наркомания, алкоголизм и табакокурение / 05.05.2006


В Казани вышло четвёртое издание "Словаря Международной независимой ассоциации трезвости" …

В Казани увидело свет очередное - исправленное и дополненное - издание трезвеннического "Словаря", выпущенное "Международной независимой ассоциацией трезвости" (МНАТ) при поддержке "Всеобщей нидерландской организации борцов за трезвость", передаёт наш собственный корреспондент из столицы Татарстана.

Цель данной книги, как сообщает в предисловии к ней редактор "Словаря" - председатель МНАТ казанский историк В.М.Ловчев, заключается в том, чтобы "поведать о социально ценном опыте активистам трезвеннического движения, социальным работникам, психологам, врачам". При этом поражает оперативность, с которой местные трезвенники умудряются обновлять своё хоть и малотиражное (всего 250 экземпляров), но весьма интересное и, что особенно важно, дающее доступные практические рекомендации по борьбе с "зелёным змием", детище. Казалось бы, совсем недавно вышло второе издание "Словаря", затем - третье, распространявшееся в качестве учебного пособия в Казанском государственном технологическом университете, и вот - читатель держит в руках уже его четвёртую "версию", дополненную сорока двумя новыми статьями.

Несомненным достоинством четвёртого издания стало усиление патриотической и религиозно-нравственной составляющей "Словаря", что выразилось, в частности, в размещении на его страницах статей о бескомпромиссном библейском обличителе пьянства и других человеческих пороков Иоанне Крестителе и известном дореволюционном деятеле трезвеннического и право-монархического движения А.Т.Соловьёве. Достаточно смелым следует признать также размещение в "Словаре" статьи о великом русском поэте С.А.Есенине, который, благодаря стараниям некоторых "продвинутых" представителей творческой интеллигенции, предстаёт перед большинством наших соотечественников исключительно в образе юродствующего и распутничающего пьяницы и скандалиста. Заявляя, что "подобный проалкогольный перекос может сработать на порочную, но - увы! - широко распространённую идею о тесной взаимосвязи алкоголепотребления и художественного творчества", казанские трезвенники призывают более тщательно подходить к изучению есенинских произведений, содержащих в себе глубокое осмысление причин алкогольного распада личности и серьёзное предостережение от него. "Активисты МНАТ, - говорится, в частности, в "Словаре", - используют в профилактике более тщательный текстуальный анализ наследия С.Есенина. Например, поэма "Чёрный человек" начинается словами:

Друг мой, друг мой,
Я очень и очень болен.
Сам не знаю, откуда взялась эта боль.
То ли ветер свистит
Над пустым и безлюдным полем,
То ль, как рощу в сентябрь,
Осыпает мозги алкоголь (...).

С.Есенин подчёркивает разрушительное влияние на мозг алкоголя, а не только пьянства, что почти дословно совпадает с выводами современной науки о вреде для мозга даже малых доз алкоголя. Подобное яркое наблюдение, вышедшее из-под пера нетрезвенника, придаёт антиалкогольным утверждениям особую доказательность".

В статье о выдающемся русском писателе-патриоте В.М.Шукшине, в последние годы своей жизни сделавшемся решительным пропагандистом трезвого образа жизни (за что, по свидетельству В.И.Белова, многие на "Мосфильме" даже перестали с ним здороваться), помимо прочего, отмечается, что он "отказывался сводить алкогольную проблему к вине отдельных деградировавших личностей". В подтверждение этому приводится один из вариантов финала к пьесе "А поутру они проснулись...", выглядевший следующим образом: "Идёт суд, женщина-судья стыдит пьяниц, и в этот момент в зал входит пожилая женщина. Судья спрашивает:
- Вы кто?
- Я - совесть.
- Чья совесть? Их совесть? - судья показывает на пьяниц.
- Почему их? И ваша тоже".

В тесной связи с данными наблюдениями находится и горький вывод, сделанный в статье о Д.Оруэлле. Отвечая на вопрос о том, почему многие наши современники недооценивают трезвенническое движение, составители "Словаря" подчёркивают, что: "Огромные силы правящая элита направляет на фальсификацию прошлого. Её позиция сформулирована с циничной откровенностью: "Кто управляет прошлым, тот управляет будущим; кто управляет настоящим, тот управляет прошлым" (...). До слёз знакомый образ! Именно это и делают постоянно в нашем Отечестве. Людям стремятся доказать, что от века на Руси пили много. Если народ убедят в извечном пьянстве, вывод о будущем станет однозначным: "Пьянство - это судьба России".

Чтобы этого не произошло, казанские трезвенники предлагают использовать все возможные приёмы просветительной работы, апеллируя к, казалось бы, самым неожиданным личностям, литературным произведениям и методам антиалкогольной, противонаркотической и антитабачной пропаганды. Так, в четвёртом издании, помимо прочих, появились статьи: "Контрприбаутки", "Поэтические задачники", "Синие рейсы", "Словесные пазлы", "Международный конкурс рисунка", "Карты географические" и даже "Устав внутренней службы Вооружённых сил Российской Федерации". Весьма символично, что в качестве одной из контрприбауток приводится такая: "Кто не курит и не пьёт, тот России патриот!".

В "Словарь" включены также статьи о Велисарии, И.В.Гёте, Х.Колстаде, Кратете Фиванском, В.В.Маяковском, Д.Финче, Омаре Хайяме, Эзопе и Эпикуре. Любопытно при этом, как оценивается в "Словаре" фигура последнего: "Эпикур, - говорится, в частности, в статье о нём, - выдающийся философ античности, вёл высокодостойный образ жизни. По злой иронии истории в Средневековье и в последующие эпохи Эпикур был превращён в знаковую фигуру алкоголизации. Усердием фальсификаторов теоретик наслаждения обратился в идеолога алкогольных наслаждений. Сегодня человек, ведущий образ жизни Эпикура, на бытовом уровне однозначно считался бы трезвенником". Помимо этого, в "Словарь" вошли статьи о романе-мистификации Н.Мейера "Вам вреден кокаин, мистер Холмс (записки доктора Ватсона)", рассказе М.А.Булгакова "Морфий", поэме в прозе В.Ерофеева "Москва - Петушки" и византийской повести "Плодослов", трезвеннических изданиях, организациях и их деятелях.

Безусловно, объять необъятное в издании такого формата не представляется возможным, но тот темп, в котором оно пополняется, тот живой язык, на котором оно написано, и радующее глаз обилие полезных иллюстраций дают возможность надеяться на то, что "Словарь" и всё казанское трезвенническое движение ждёт большое будущее. В связи с этим хочется пожелать его составителям включить в "Словарь" статьи о трезвеннической деятельности известных православных деятелей (и в первую очередь - о. Иоанна Кронштадтского, священников Александра Васильева, Александра Рождественского, К.П.Победоносцева), а также - об интернет-сайтах, освещающих такие злободневные для России и всего человечества проблемы, как борьба с алкогольным, наркотическим и табачным пороками. С предложениями по поводу будущего содержания "Словаря" можно обращаться к его редактору Владимиру Михайловичу Ловчеву по электронному адресу: step@mi.ru.




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

 

Другие статьи этого автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме