157 лет со дня рождения адмирала С.О. Макарова 
Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

157 лет со дня рождения адмирала С.О. Макарова

08.01.2006

Степан Осипович Макаров8 января исполняется 157 лет со дня рождения выдающегося русского флотоводца и ученого, вице-адмирала Степана Осиповича Макарова.
С.О. Макаров родился в 1849 году, в Николаеве, в 1865 году - окончил Морское училище в Николаевске-на-Амуре. До 1876 года он служил на кораблях Тихоокеанской эскадры и на Балтийском флоте. Во время службы на броненосце "Русалка" он исследовал проблемы непотопляемости кораблей и предложил в этих целях разделять корабль на водонепроницаемые отсеки, устанавливать магистральные трубопроводы с мощными помпами и ответвлениями в отсеках, использовать специальный пластырь для заделки пробоин. Таким образом, Макарова можно считать одним из основоположников теории непотопляемости корабля.
В 1876 году, после перевода на Черноморский флот, С.О. Макаров предложил оборудовать пароход "Великий князь Константин" для перевозки минных катеров в районы стоянки кораблей противника для их атаки. Фактически этим было положено начало созданию миноносных кораблей и торпедных катеров. Настойчиво проводя в жизнь эту идею, во время Русско-турецкой войны 1877-1878 годов Степан Осипович осуществил успешные атаки кораблей противника шестовыми минами. Здесь же впервые в Русском флоте он применил самодвижущуюся мину-торпеду.
В 1881 году, командуя пароходом-стационаром "Тамань", Макаров по собственной инициативе исследовал пролив Босфор, открыв в нем глубинное течение. В результате им был написан труд "Об обмене вод Черного и Средиземного морей" (1885), удостоенный премии Российской академии наук.
В 1886-1889 годах, командуя корветом "Витязь", Макаров совершил кругосветное плавание, во время которого проводились систематические океанографические работы. Позднее они были обобщены в труде ""Витязь" и Тихий океан" (1894), принесшем автору мировую славу ученого-океанографа: Степан Осипович получил премию Петербургской академии наук и золотую медаль Русского географического общества.
В 1891 году Макаров был назначен главным инспектором морской артиллерии Балтийского флота. В 90-х годам им были изобретены бронебойные наконечники (т.н. "наконечники Макарова") к артиллерийским снарядам, значительно увеличившие пробивную силу снаряда. В 1894-1896 года он совершил второе кругосветное путешествие.
В 1897 году им был опубликовал капитальный труд "Рассуждения по вопросам морской тактики", посвященный основам ведения эскадренного боя кораблями броненосного флота. В нем много внимания было уделено влиянию морального фактора на победу в морском бою. Этот труд был переведен на ряд иностранных языков, получил широкую известность и оказал существ, влияние на развитие военно-морского искусства.
Макаров первым предложил производить исследования Арктики мощными ледоколами. Он участвовал в постройке ледокола "Ермак", на котором в марте 1899 года перешел из Ньюкасла в Кронштадт, преодолев льды Финского залива, а затем совершил поход в Ревель. В 1899 и 1901 годах Макаров совершил на "Ермаке" арктические рейсы к Шпицбергену, Земле Франца-Иосифа и к северо-западному берегу Новой Земли.
Степан Осипович - автор свыше 50 научных работ по различным отраслям военно-морского дела: тактике, артиллерии, кораблестроению, минному делу, океанологии и проч. В труде "Без парусов" (1903) Макаров разработал вопросы воспитания и обучения личного состава флота в мирное время. Зная дальневосточный театр и вероятного противника России, он реально оценивал обстановку, предупреждал о надвигавшейся войне и даже предсказал возможность японского удара по русским кораблям на внешнем рейде Порт-Артура. Степан Осипович настаивал на срочном усилении Русского флота на Дальнем Востоке.
В начале Русско-японской войны 1904-1905 годов Макаров был назначен командующим Тихоокеанской эскадрой. Прибыв в Порт-Артур он успешно управлял действиями кораблей при обороне города, организовал дозорную службу, руководил отражением ночных атак японских миноносцев, широко использовал минное оружие. 31 марта (13 апреля) 1904 года Степан Осипович трагически погиб на броненосце "Петропавловск", подорвавшемся на мине недалеко от Порт-Артура. Его смерть фактически парализовала активность Русского флота, что негативно отразилось как на обороне города, так и на общем исходе Русско-японской войны.
В 1913 году в Кронштадте и Николаеве адмиралу С.О. Макарову были сооружены памятники.

ИА "Белые Воины"



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

 

Другие статьи этого автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме