Ещё в августе 2003 года Г.К.Бердников обратился к просьбой к президенту "Ассоциации национально-культурных организаций" Татарстана С.К.Джаксыбаеву с просьбой рассмотреть вопрос о вступлении в неё "Казанского союза-землячества казаков", однако принимать в ассоциацию "сословную" организацию "военизированного" характера так никто и не решился. В республике всегда были сильны традиционные татарские предубеждения в отношении казачества, которое рассматривается здесь, прежде всего, как "боевой отряд" русских "шовинистов". Будучи трансформированными в политику негласных запретов, они в значительной мере предопределили подвешено-заторможенное состояние современного казачьего движения в Татарстане. При этом, не помогают ни ссылки на Указ Президента России "О мерах по реализации Закона Российской Федерации "О реабилитации репрессированных народов" в отношении казачества", ни письма в самые высокие инстанции, ни даже отчаянное "верноподданническое" стремление местных казаков доказать своё этническое родство с татарами. Закончилась провалом и попытка государственной регистрации в Татарстане "Национально-культурной автономии линейных казаков Республики Татарстан".
"...Казачество, - цитируют Г.К.Бердников и В.А.Беляев в своей статье отказные аргументы ГУ ФРС по РТ, - не относится к определённой нации или этнической группе и исторически определяется как военно-земледельческая община вольных поселенцев на окраине государства, потомков таких поселенцев, крестьян, бойцов кавалерийских воинских частей, состоящих из этих крестьян. Поскольку в представленном общественном объединении отсутствуют признаки этнической общности, принято решение в отказе от регистрации НКА". Однако, по их мнению, этот отказ противоречит прописанному в Законе РФ "О национально-культурной автономии" определению НКА, а также букве и духу других федеральных законов. "Закон о репрессированных народах, указ президента РФ о применении закона о репрессированных народах по отношению к казачеству, - пишут авторы статьи, - дают однозначное определение казачества как исторически сложившейся культурно-этнической общности". Поэтому, считают Г.К.Бердников и В.А.Беляев, "с точки зрения закона, причина отказа в регистрации национально-культурной автономии казаков не обоснована".
"Остаётся один аргумент регистрационной службы, - добавляют они, - историческое определение казачества как вольных крестьянских общин и не более того, селившихся на окраине государства. Но если заглянуть в историю, то и этот довод не выдерживает никакой критики.
Обратимся к наиболее беспристрастным свидетельствам истории - летописям. Выдержки из журнала "Станица", наиболее авторитетного и весомого из зарубежных изданий: "Литовским летописям известен казак Мамай, спасший великого князя Витовта после разгрома на Ворксле в 1399 - 1400 гг., родоначальник князей Глинских. В русских летописях, как до сих пор считалось, первое упоминание о казаках - рязанских - относится к 1443 - 1444 гг. (наиболее полное - в Ермолинской, а из позднейших - в Никоновской летописи)...
В 1445 году первый казанский хан Улу-Мухаммед, понеся потери от московских войск под Муромом и Гороховцем, послал "в Черкассы по люди и приде две тысячи казаков" (Ермолинская летопись)".
Согласитесь, достаточно даже этих коротких летописных упоминаний, чтобы понять, как не похож навязываемый нам образ казака на тот, что запечатлён в летописях, и что казаки, пришедшие из Черкасс, и уж тем более Мамай, никак не могут быть причислены к крестьянскому сословию или к каким-либо приграничным общинам".
Вместе с тем, по мнению лидеров местных казаков, "историческое" обоснование в отказе от регистрации казачьей национально-культурной автономии, действительно, "есть, и оно одно - это следование заветам письма-директивы об истреблении казачества, подписанного Я.Свердловым с одобрения Льва Троцкого: "Казачий народ должен быть уничтожен как народ, способный к самоорганизации". Коротко и ясно.
Русская линия