Перед началом работы конференции участники почтили память одного из ее докладчиков, скоропостижно умершего накануне, - Максима Киктева, сотрудника ИСАА при МГУ.
Заседание началось докладом известного социолога Алексея Левинсона, сотрудника Центра по изучению общественного мнения Юрия Левады. На основе социологических выкладок он сообщил собравшимся о различных аспектах такой безусловной ценности российского общественного мнения, как понятие "великая держава". Кроме того, А.Левинсон также остановился на общественном мнении по вопросу "государств-врагов" России. Ученый с грустью отметил, что Грузия в этом списке занимает одно из первых мест (после прибалтийских республик), "и этого не смягчает даже то, что Грузия - православная страна".
Историк Илья Семененко-Басин (РГГУ) сделал доклад о воззрениях выдающегося деятеля грузинской Церкви, а также литературы, словесности, истории, археологии - епископа Кириона II. Он был первым Католикосом-Патриархом Грузинской Церкви после возвращения ей автокефалии в 1917 г. и канонизирован в Грузии несколько лет назад. Система взглядов епископа Кириона отражена в его фундаментальном труде "Культурная роль Иверии в истории Руси", анализу которого и был посвящен доклад. В этой книге утверждается, что грузинское христианство оказало решающее влияние на формирование христианских церквей у восточных и южных славян.
О взаимоотношениях Грузии и "первого Рима" подробно рассказал священник греко-католической общины св. Климента папы Римского (г. Обнинск) о. Ростислав Колупаев. Он начал свой доклад с VII в. - к этому времени относят первые контакты Рима и Грузинской Церкви. С XIII в. эти связи стали более интенсивными, тогда же в Тифлисе появился первый католический монастырь, а в следующем веке в Грузии была учреждена католическая епархия. Далее о. Ростислав проследил динамику обращения грузин в католицизм в XVIII, XIX и нач. XX вв., подробно рассказал о репрессиях, которым подверглось все католическое духовенство Грузии в советские годы. Сейчас, по сведениям докладчика, в Грузии шесть католических храмов, в которых служат по латинскому обряду; византийский же обряд практикуют армяне-католики в отдельных небольших селах.
На конференции также прозвучали доклады о современном состоянии исторической науки по вопросам российско-грузинских церковных отношений (И.Мельникова из ПСТГУ); традиции исихазма в грузинской и русской богословской традиции (Л. Дуларидзе); изучении памятников церковного искусства Грузии российскими исследователями к. XIX -XX вв. (Е. Селиненкова), об истории русских паломничеств в Грузию (С. Панич), средневековых фресках Грузии (Л. Евсеева) и др.
Русская линия