"С нашей стороны речь идет о максимально компромиссной формуле: больше, чем автономия, но меньше, чем независимость", - сказал Драшкович. "Когда мы говорим: "больше, чем автономия, меньше, чем независимость", мы имеем в виду прежде всего две вещи. Первое. Сербия не хочет управлять албанским большинством Косово и не собирается вмешиваться в экономическую и политическую жизнь. Второе. Право албанского большинства не предполагает "права терроризировать, убивать и изгонять сербов, разрушать церкви и монастыри".
Таким образом, Сербия ставит на предстоящих переговорах две задачи: защита сербского меньшинства в Косово и защита нынешнего статуса государственных границ с Албанией и Македонией. Граница, подчеркнул Драшкович, "должна быть зафиксирована в документах и на картах". Кроме того, у Косово не должно быть собственной армии, обеспечением безопасности должны и далее заниматься международные миротворческие силы".
Косово также "не должно быть членом ООН и других структур, где могут быть представлены только независимые государства", - сказал Драшкович и указал на Тайвань, как образец возможного будущего статуса Косово. "Китайцы говорят, имея в виду Тайвань: "одна страна - две системы". Мы также готовы сказать: "одна страна - две системы". Одна система - в Сербии, другая - в Косово".
Свою полицию сербы по этому сценарию смогут иметь только в анклавах. "Вокруг основных церквей и монастырей следует создать защитные зоны, и сербы должны получить возможность селиться в этих зонах", - подчеркнул Драшкович.
Таким образом, позиция Сербии на предстоящих переговорах ограничивается миниманильными требованиями: по сути это фактическая независимость края (косовским албанцам будет предоставлено право иметь даже свои, косовские паспорта) при формальном сохранении единых государственных границ.
Изменение границ, сказал Драшкович, "означало бы нарушение Устава ООН и создание международно-признанного государства Косово на территории Сербии вопреки воле Сербии. К счастью, Контактная группа (в которую, напомним, входят Россия, США, Франция, Германия, Великобритания, Италия) зафиксировала, что не может быть принудительного решения. Надеемся, что принудительного решения не будет и со стороны Совета Безопасности ООН".
Но даже такие минимальные требования, как опасаются сербские власти, могут быть не удовлетворены. И это вызывает нешуточную тревогу.
"Создание независимого Косово, - предупреждает Драшкович, - стало бы прецедентом с особенностями ракового заболевания, которое быстро распространилось бы по Европе и миру". Вопрос, готово ли само "мировое сообщество" к такому нешуточному прецеденту, как изменение государственных границ в Европе, фактически первое подобное изменение со времени окончания второй мировой войны? Хорошо ли представляют себе в Совбезе ООН - к чему подобный прецедент может привести и какую неуправляемую лавину вызвать?
Сербия - не просто центр Европы, это страна с особой метафизикой. Вспомним, что с выстрела в Сараево началась первая мировая война, открывшая страшную летопись ХХ века. Агрессия НАТО против Сербии, варварские удары США по Афганистану и Ираку уже поставили мир на грань геополитической катастрофы. Вызвали невиданный рост наркотрафика в Афганистане и эскалацию терроризма в Ираке, сердце арабского мира.
Сегодняшнее равновесие мира, в котором почти не осталось ни нравственных, ни правовых норм, удерживающих его окончательного от сползания в хаос, сохраняют, быть может, лишь эти хрупкие сербские границы. У мира, висящего на волоске, еще есть шанс одуматься.
Русская линия