Сегодня день памяти выдающего русского мыслителя, теоретика русского консерватизма К.Н.Леонтьева 
Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Сегодня день памяти выдающего русского мыслителя, теоретика русского консерватизма К.Н.Леонтьева

25.11.2005

Константин Николаевич Леонтьев родился 13 января 1831 г. в с. Кудиново Калужской губернии в небогатой дворянской семье. В 1849 г. окончил Калужскую гимназию с отличными отметками по всем предметам, кроме физики и математики, и некоторое время проучившись в ярославском Демидовском лицее, поступил на медицинский факультет Московского университета. К этому времени относятся его первые литературные опыты. Его комедия "Женитьба по любви" была высоко оценена И.С.Тургеневым, который стал литературным наставником Леонтьева и ввёл его в литературный салон графини Е. В. Салиас, где Леонтьев познакомился с Т. Н. Грановским, М. Н. Катковым, поэтами Е. П. Ростопчиной, Н. Ф. Щербиной.

В 1854 г., вскоре после начала Крымской войны, Леонтьев изъявил желание поступить на военно-медицинскую службу. Не окончив пятого курса, был назначен младшим ординатором Керчь-Еникальского военного госпиталя. Уволившись из армии в 1857 г., служил домашним врачом, а в 1863 г. поступил в Азиатский департамент Министерства иностранных дел. За 8 лет службы на Балканах и в Турции он прошёл путь от секретаря и драгомана (переводчика) до консула в Салониках. В этот период жизни Леонтьев придерживался сугубо материалистических воззрений, которые сам позднее охарактеризовал как "естественно-эстетическое чувство, поддержанное и укрепленное рациональным идеалом науки".

В 1871 г. он пережил духовный кризис, сопровождавшийся тяжелой болезнью и чудесным исцелением. Оправившись от болезни, Леонтьев всей душой обратился к Богу. Он отрекся от некоторых прежних, "в высшей степени безнравственных" сочинений, сжег некоторые свои рукописи. Предвестием духовного переворота стала статья "Грамотность и народность" (1870), вызвавшая бурю негодования либералов и прогрессистов. В ней речь шла о пагубности западноевропейского просвещения для духовного и культурного своеобразия народа и для его нравственного развития. Леонтьев оставил службу и провёл около года в русском Пантелеимоновом монастыре на Афоне, намереваясь принять постриг, но не получил благословения от старцев. В это время он написал работу "Византизм и славянство", в которой выступил против славянофильства ("мечтательное и неясное учение") и панславизма, который считал политически ошибочным и даже вредным с точки зрения судеб России. Он противопоставлял идее славянского единства идею национальной самобытности русского этноса. Вернулся в Россию весной 1874 г., в ноябре поступил послушником в Николо-Угрешский монастырь на Москве-реке, где прожил зиму, но затем вернулся в своё имение Кудиново. Катков отказался печатать в своем "Русском вестнике" "Византизм и славянство", слишком необычными были идеи Леонтьева даже для консервативного лагеря. Трактат был опубликован ничтожным тиражом как выпуск "Чтений в Обществе Истории и древностей российских" в 1875 г., и не мог оказать должного воздействия на общественное мнение.

В январе-апреле 1880 г. Леонтьев стал заместителем главного редактора газеты "Варшавский дневник", где смог проповедовать свои уже выкристаллизовавшиеся взгляды. В декабре он вернулся в Москву, где получил место члена Московского цензурного комитета. Здесь он сблизился с преподавателем Лицея Цесаревича Николая и коллегой по цензурному комитету П.Е.Астафьевым, у которого на литературно-музыкальных пятницах познакомился с группой студентов, ставших его почитателями. Так возник кружок молодежи, в который входили в будущем видные деятели правого движения (А.А.Александров, В.А.Грингмут, Л.А.Тихомиров, Ю.Н.Говоруха-Отрок, о. И.Фудель, о.И.Соловьев и др.). Леонтьев в это время активно печатался в изданиях консервативного и славянофильского направления "Русский вестник", "Гражданин", "Московские ведомости", опубликовал сборник статей "Восток, Россия и славянство" (т. 1-2, 1885-86), в который вошел трактат "Византизм и славянство", цикл статей "Записки отшельника" ("Гражданин", 1887-91). Достойным завершением критико-публицистического творчества Леонтьева явились его полемические заметки о творчестве Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого "Наши новые христиане" (1882) и "Анализ, стиль и веяние. О романах гр. Л.Н.Толстого" (1890). Своего рода политическим завещанием стали поздние работы "Национальная политика как орудие всемирной революции" (1889) и "Славянофильство теории и славянофильство жизни" (1891).

Культурно-исторические взгляды Леонтьева, сложившиеся под влиянием Н.Я.Данилевского, характеризуются выделением трёх стадий циклического развития - первичной "простоты", "цветущей сложности" и вторичного "упрощения" и "смешения". Европа уже вступила в третью стадию, она стоит перед мещанством, орудиями которого являются лозунги политической свободы и равенства. Европа грозит заразить Россию "либерально-эгалитарным прогрессом". Противопоставить Европе мы можем только старые культурные элементы, заимствованные из Византии. Россия должна обособиться от Европы, считал Леонтьев, и положить в основу своего бытия "триаду": Православие, т.е. строго церковное и монашеское христианство ("Церковь должна быть смелее, властнее, сосредоточеннее"); Самодержавие, т.е. незыблемую монархическую государственность, как можно более сословную, жесткую и даже деспотическую ("сурово, иногда и до свирепости"); и Народность, т.е. самобытные национальные формы жизни ("быт должен быть поэтичен, разнообразен в национальном, обособленном от запада, единстве"). Леонтьев провозгласил знаменитую формулу: "Россию надо подморозить", предлагая при этом совершенно отрешиться не только от Европы, но и от "растленного славянства". Только так Россия может обрести будущность. Развивая учение Данилевского о возрастах развития национальности, Леонтьев ставил вопрос о возрасте России: цветет ли она? И склонялся к мнению: мы прошли много, сотворили духом мало и стоим у какого-то страшного предела. Только сильная императорская власть может спасти Россию от натиска европейского либерального эгалитаризма, считал он.
В 1887 г. Леонтьев вышел в отставку и поселился в Оптиной пустыни. А 18 августа 1891 г. принял тайный монашеский постриг. Вскоре, заболев пневмонией, переехал в Троице-Сергиеву Лавру, где 12 ноября 1891 г. скончался.
Русская линия



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

 

Другие статьи этого автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме