И вот, впервые за многие годы, спектакль "Севастопольский марш" раскрывает уникальную машинерию большой сцены Центрального Академического Театра Российской Армии.
Пьеса Наталии Скороход написана по мотивам произведений Л.Н. Толстого "Севастопольские рассказы", а также письмам, заметкам и мемуарам участников Севастопольской эпопеи 1854-55 гг.
Кто, как не граф Толстой, участник Крымской войны и обороны Севастополя, смог бы лучше передать "мысли, чувства, живое дыхание людей, которые полтора столетия назад погибали за Родину на севастопольских бастионах. Погибали по-настоящему, без выспренных речей и красивых поз, мучительно, кроваво и, возможно, нелепо, но зато с четким осознанием того, что такое честь и чувство долга". Один из бывших боевых товарищей графа вспоминал: "Толстой своими рассказами и куплетами воодушевлял всех в трудные минуты боевой жизни. Он был в полном смысле душой батареи. Толстой с нами, - и нет конца общему веселью. Нет графа, укатил в Симферополь, - и все носы повесили".
Весной 1855 года батарею, к которой был прикомандирован Л.Н.Толстой, перебросили на Язоновский редут. "За нахождение во время бомбардировки на Язоновском редуте 4-го бастиона, хладнокровие и распорядительность для действий против неприятеля" его досрочно наградили орденом св. Анны IV степени. 4 августа 1855 года граф принял участие в самом кровопролитном сражении под Севастополем - Чернореченском.
Вскоре в журнале "Современник" были опубликованы военные очерки Толстого: "Севастополь в декабре месяце", "Севастополь в мае", "Севастополь в августе 1855 года". Тургенев И.С., прочитав один из очерков, писал: "Статья Толстого о Севастополе - чудо! Я прослезился, читая ее, и кричал: ура!.." Вдова Николая I плачет над этими рассказами, а Александр II приказывает перевести их на французский язык.
"Севастопольские рассказы" Л.Н. Толстого легли в основу русской военной прозы, и, несмотря на то, что со дня их создания прошло уже 150 лет, они остаются одними из непревзойденных шедевров этого жанра.
Новая работа Театра Армии кардинально отличается от всего того, что было сказано о войне и героизме средствами сценического языка. Хоть она и не относится к жанру мюзикла, но включает много вокальных номеров, принадлежащих творчеству современного композитора-классика Андрея Петрова. В спектакле занята большая часть представительной труппы театра - от народных артистов России до вчерашних студентов ГИТИСа. Главный режиссер Театра Армии Борис Морозов и главный художник Музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, а также театра "Московская оперетта" Владимир Арефьев постарались создать зрелище современное, эффектное, во многом неожиданное, но при этом донести до зала и гениальное толстовское слово, и авторскую философию, и трагедийность тех давних событий.
Сайт Минобороны России