Накануне своего юбилея город буквально на глазах "обрастает" памятниками, выставками, новыми зданиями и даже улицами. Учитывая национально-политический лейтмотив проходящих торжеств, они, по большей части, имеют отношение к татарской истории и культуре, но случаются и исключения "общенационального" характера. На этот раз перед казанцами предстали сразу два увековеченных в бронзе русских учЈных.
Бюст первого из них - основоположника отечественной научной школы психиатров академика Владимира Михайловича Бехтерева - был открыт в первой половине дня в сквере на улице Волкова (расположенном напротив городской психоневрологической больницы). Судьба этого известного учЈного, родившегося в 1857 году в русском селе Сорали (Саралей) Елабужского уезда Вятской губернии (ныне - село Бехтерево Елабужского района Татарстана), самым непосредственным образом связана с Казанью. В 1885 году - в возрасте двадцати восьми лет - В.М.Бехтерев был назначен экстраординарным профессором и заведующим кафедрой психиатрии Императорского Казанского университета, где организовал первую в России психофизиологическую лабораторию и "Казанское общество невропатологов и психиатров", а также основал журнал "Неврологический вестник". В казанский период своей деятельности он опубликовал множество научных работ, в том числе первый вариант своего знаменитого труда "Проводящие пути мозга".
В Казани уже есть улица В.М.Бехтерева, здесь же действует муниципальное учреждение здравоохранения "Казанская городская психоневрологическая больница имени академика В.М.Бехтерева". И вот теперь к ним добавился ещЈ и памятник-бюст работы скульптора Махмута Гасимова и архитектора Германа Бакулина, что, учитывая приближающийся 150-летний юбилей выдающегося русского академика, который будет отмечаться в 2007 году, отнюдь нелишне - особенно для Казани. Вполне уместно в связи с этим вспомнить также слова из Итогового документа Соборных слушаний Всемирного Русского Народного Собора, проходившего в марте 1998 года: "Как воцерковлЈнные, так и идущие к вере учЈные, все чада Церкви и России, призываются всеми своими силами, человеческими и профессиональными возможностями служить восстановлению традиций православной культуры, строя общественные и личные взаимоотношения на принципах любви, терпимости, милосердия и взаимного уважения, стремясь к христианскому разрешению конфликтов. В этом делании они могут вдохновляться примерами великих сынов России - православных ученых Ломоносова, Менделеева, Павлова, Сеченова, Бехтерева, архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого), многих других".
Как известно, верующим православным человеком был и выдающийся русский учЈный-востоковед Л.Н.ГумилЈв, бюст которого также был сегодня торжественно открыт во второй половине дня - в присутствии президента Татарстана М.Ш.Шаймиева и губернатора Санкт-Петербурга В.И.Матвиенко - в рамках "презентации" в Казани улицы Петербургской, обустроенной на средства северной столицы. Если отбросить всю сопровождавшую его появление здесь (взамен отвергнутого татарскими националистами изваяния первого российского императора Петра I) глупую и непристойную политическую возню, то станет очевидным, что "пришлый" Л.Н.ГумилЈв для столицы Татарстана не менее важен и ценен, чем русские "казанцы" Г.Р.Державин, Ф.И.Шаляпин, Л.Н.Толстой, А.М.Горький, А.В.Вишневский и тот же В.М.Бехтерев, уже увековеченные в бронзе на городских улицах. И не важно - был ли он "защитником" татар, как о том утверждают со слов самого Льва Николаевича татарские националисты, или же их "противником". Главное, что он был искренне любящим свою Родину, верующим человеком, посвятившим служению России, по примеру великих родителей - поэтов Николая ГумилЈва и Анны Ахматовой, всю свою жизнь. И поэтому сделать его "своим" даже после смерти не под силу никаким татарским националистам.
Русская линия