Окончив сельскую школу первым учеником, по ходатайству сельского учителя, Дмитрия определили в духовное училище, где он содержался на средства своего учителя-благодетеля. После окончания духовного училища он поступил в Воронежскую духовную семинарию и в 1890 г. после еЈ окончания женился, и был рукоположен в сан диакона. Однако уже через три года его супруга умерла, и Дмитрий, поступивший в Киевскую духовную академию, в 1896 г. принял иноческий постриг с именем Митрофана в честь святителя Митрофана Воронежского.
Окончив академию со степенью кандидата богословия, иеромонах Митрофан служил инспектором Иркутской Духовной семинарии, затем (после возведения его в 1902 г. в сан архимандрита) был назначен ректором МогилЈвской семинарии, а в январе 1907 г. он был хиротонисан во епископа Гомельского - викария МогилЈвской епархии.
Как активный борец с сектантством и поборник русских интересов, владыка Митрофан был избран депутатом в III Государственную Думу, в которой присоединился к фракции правых. С 1907 по 1912 г. он мужественно отстаивал в стенах Думы интересы Православной Церкви, русского народа и Царского Самодержавия.
В ноябре 1912 г. епископ Митрофан был Высочайше утверждЈн епископом Минским и Туровским, также заслужив в новой должности репутацию "стойкого борца за православное дело". Исключительная ревность архиерея о Церкви, еЈ благе и чистоте напоминала его пастве святую ревность архипастырей времЈн Вселенских соборов.
Большая часть времени, проведЈнная преосвященным Митрофаном на Минской кафедре пришлась на тяжЈлое военное время. Начавшаяся в 1914 г. Первая мировая война не обошла стороной пределов его епархии. В этих тяжЈлых условиях епископ Митрофан развернул широкую благотворительную деятельность по оказанию помощи мирным жителям, оставшимся без крова из мест, захваченных врагом, а также по организации епархиальных лазаретов для раненых воинов. Архипастырь часто ездил на фронт для поддержания морального духа русского воинства и не раз попадал под вражеский обстрел, проявляя в таких ситуациях чудеса выдержки и спокойствия. За особую деятельность по обстоятельствам военного времени епископ Митрофан 14 мая 1916 г. был награждЈн орденом Св. Александра Невского.
В 1916 г. владыку Митрофана перевели на Астраханскую кафедру, где ему также удалось завоевать всеобщее уважение и любовь. Духовный авторитет епископа Митрофана оказался столь велик, что его противникам, пришедшим к власти после Февральской революции, так и не удалось сместить "черносотенного" владыку с занимаемой им кафедры. Епископ Митрофан принял участие в работе Всероссийского Поместного Собора, на котором выступил с докладом, обосновывавшем необходимость восстановления института Патриаршества.
После торжеств избрания Святейшего Патриарха Тихона, епископ Митрофан вернулся в Астрахань, где ему вскоре пришлось познать все ужасы братоубийственной гражданской войны. В знак протеста, против большевистского декрета "Об отделении Церкви от государства" владыка Митрофан организовал в феврале 1918г. Крестный ход, который стал настоящим событием в истории города. По оценкам современников, в нЈм приняли участие чуть ли не половина населения Астрахани. По словам очевидца, "это было торжество веры, торжество Православия, которого так боялись творцы новых идей".
В апреле 1919 г. владыка Митрофан был возведен в сан архиепископа. После взятия города большевиками доброжелатели уговаривали его тайно покинуть Астрахань и избежать грозящей ему расправы. Но архиепископ Митрофан не согласился, твЈрдо ответив духовенству своей епархии: "Вы предлагаете мне побег, и это в то самое время, когда у нас на глазах расстреливают невинных наших братьев. Нет, я никуда не уеду от своей паствы, на моей груди Крест Спасителя, и он будет мне укором в моЈм малодушии... Знайте, я совершенно чист и ничем не виновен перед своей Родиной и народом".
25 мая (8 июня) архиепископ Митрофан был арестован по обвинению в "белогвардейском заговоре". Несмотря на многочисленные ходатайства верующих, участь архиепископа Митрофана была уже заранее предрешена. 23 июня / 6 июля, в день Владимирской иконы Божией Матери, после издевательств, в результате, которых владыке Митрофану разорвали рот и вырвали левую часть бороды, он был расстрелян.
В декабре 2001 г. Архиепископ Астраханский и Царевский Митрофан был причислен к Лику Святых и включен в Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века. 14 апреля 2002 г. в Покровском кафедральном соборе г. Астрахани, по благословению архиепископа Астраханского и Енотаевского Ионы состоялось торжественное прославление этого нового угодника Божия.
Русская линия