Евросоюз продолжает удивлять парадоксами. Не успели ленты новостей остыть от жаркого обсуждения негативных итогов национальных референдумов по Конституции, нелицеприятных оценок официальных лиц Франции, Германии, Италии "поспешной и непродуманной политики расширения числа членов ЕС", как Брюссель в очередной раз дает понять, что при любых обстоятельствах готов продолжать свою стратегическую игру на Востоке, направленную на закрепление контроля над постсоветским пространством и противодействие любым интеграционным процессом по инициативе Москвы.
Турция и Хорватия, как заявлено, могут отныне и не мечтать о вступлении в ЕС, даже к 2012 году; не радужны и перспективы Болгарии и Румынии, которых, дабы не обострять кризис, решено все же принять в Объединенную Европу в 2008-м, но лишить первоначально предусмотренных 6 млрд. евро сельскохозяйственных дотаций. И, в то же самое время, между Брюсселем и Киевом разыгрывается сложная, многоходовая партия, мишенью которой является гипотетическая евроинтеграция Киева, а разменной картой - судьба ЕЭП, альтернативного ЕС союза евроазиатских стран.
Русская линия уже писала о конъюнктурных метаниях украинских политиков в "неромантическом треугольнике": Россия-Украина-ЕС. Ответным ходом на это становится заявление первого советника представительства Еврокомиссии на Украине Стефана Сковманда, прозвучавшее в Киеве 1 июля. Ни много, ни мало Евросоюз официально уведомляет о том, что приветствует решение Украины ограничить свое участие в Едином экономическом пространстве и не передавать никаких полномочий любым наднациональным органам. "Украина дала понять, что не собирается вступать ни в таможенный, ни в монетарный союз со странами ЕЭП - и мы это приветствуем, - сказал Сковманд. - Ибо Украина находится в процессе установления зоны свободной торговли с Европейский Союзом, а это будет чем-то намного большим (везде выделено мною - А. Р.), чем обычная зона свободной торговли. Украина будет иметь статус, никак не сравнимый со статусом Казахстана, Беларуси и даже России. Украина будет иметь преференции".
Заявление последовало по следам обнародованной 22 июня заместителем министра иностранных дел Украины Антоном Бутейко информации о том, что участие Украины в Едином экономическом пространстве должно ограничиваться только зоной свободной торговли без исключений. "Глубокое участие Украины в ЕЭП будет противоречить ее намерению стать членом Европейского Союза. А в мире нет государства, которое может одновременно находится в таможенном союзе одном и в другом - это несовместимые вещи", - сказал Бутейко. А 24 июня на состоявшемся в Киеве заседании Группы высокого уровня по формированию ЕЭП Украина заявила о намерении не подписывать никаких документов, кроме касающихся создания зоны свободной торговли без изъятия и ограничений. Представитель Украины объяснил нежелание присоединяться к другим соглашениям тем, что Конституция страны запрещает делегирование функций органов государственного управления наднациональным структурам, а также тем, что Киев определился со стратегией вступления в Европейский союз.
Итак, карты открыты: размеренной дипломатической паузой ЕС добивается от Киева давно ожидаемого политического решения - разрыва совместного с Москвой интеграционного проекта - чтобы в ответ "поприветствовать" совершившийся развал ЕЭП и в свою очередь поманить Киев туманными "снами о чем-то большем". Что делать с Украиной, Брюссель будет думать потом. Первое, чем озаботилась европейская бюрократия - это не дать России собрать вокруг себя крупные и промышленно развитые республики, осколки бывшего СССР.
Любопытно, каким образом сформулировал представитель Еврокомиссии свою мысль о выгодах Украины от этого, причЈм в точном соответствии с особенностями малороссийского менталитета. "Статус, никак не сравнимый со статусом Казахстана, Беларуси и даже России...". Не важно, о каких именно "преференциях" идет речь. Важно, что их будет больше, чем у соседей. Самое же заветное и дорогое - это встать выше Москвы, и упоминание про "больше, чем даже России" в выступлении Сковманда в полной мере удовлетворяет самолюбивые ожидания Киева, обеспечивает элегантный уход от всяких конкретных обещаний и планов.
Увы, господа из представительства Еврокомиссии на Украине сами не замечают, как постепенно заимствуют местные психологию и обычаи. Если с момента принятия в ЕС десяти стран Восточной Европы аналитики с удивлением констатировали "эффект балтизации Евросоюза" - проявление в политике отчетливого реваншистского вектора, желания досаждать русским - то сближение Брюсселя и Киева на сей раз грозит распространением в пределах Объединенной Европы новой, малороссийской болезни, состоящей в небезызвестных: "Моя хата с краю..." и "Не съем, так понадкусываю..."
P. S. Как сообщает ИТАР-ТАСС, в правительстве РФ рассматривают вопрос о подписании первоочередных документов по формированию Единого экономического пространства (ЕЭП) "без участия Украины". Причиной для этого может стать то, что по вине Киева подготовка и согласование первоочередных 29 документов по формированию ЕЭП затягивается. Около 20 соглашений, сообщает агентство, уже согласованы "в формате трех стран - России, Белоруссии и Казахстана", по остальным же эта единое решение будет выработано в ближайшее время, с Украиной или без нее.
Принципиальная позиция Российской Федерации заключена в том, что все разработанные 29 документов "являются первоочередными и представляют собой целостное множество, а значит должны быть приняты только пакетом". Таким образом, Киеву открыто дают понять, что сидеть одновременно на двух стульях - извлекать выгоды и из отношений с Евросоюзом, и в рамках зоны свободной торговли ЕЭП - ему не удастся. Сроком, до которого украинские власти обязаны заявить о намерении включиться в работу ЕЭП, определена середина июля.
Андрей Рогозянский, специально для Русской линии