itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Проповедник царепочитания

Ко <a href="http://www.rusk.ru/ppcalendar.php?date=2005-07-02">дню памяти Святителя Иоанна Шанхайского</a>

0
90
Время на чтение 4 минуты
Путь к святости, проявления ее неповторимы у каждого подвижника. "Различные дары" по определению апостола Павла могут быть даны святому. Святитель Иоанн (Максимович) был одаренным человеком и по людским меркам - принадлежал к известной, благородной фамилии, был хорошо образован, имел блестящую память, был прекрасным педагогом и красноречивым оратором, и тем более поражает его "одаренность по Богу", проявления которой были во многом противоположны одаренности человеческой. Владыка был "Христа ради юродивым", что редко, можно сказать почти никогда, не сочетается с архиерейским саном.

"Иоанн босой" называли владыку в Париже, как какого-нибудь древнего святого. Но не только то, что он зимой и летом ходил босиком или в сандалиях и ботинках на босу ногу, стяжало ему славу юродивого. Владыка выглядел часто отстраненным от разговора, иногда казалось, что он постоянно спит (и люди говорили: "Вот по ночам не спит, не разрешает себе вообще ложиться в кровать, за то днем "клюет носом"). А потом оказывалось, что "спящий" владыка лучше, чем иные бодрствующие воспринимает все, что люди говорят или делают. Более того, он слышит не только слова, но и мысли человека.

Он появлялся в домах своих прихожан без предупреждения именно в те минуты, когда требовалась его помощь. Он особенно любил детей и нищих. Он создавал приюты для маленьких сирот и богадельни для брошенных стариков, постоянно навещал больницы и причащал болящих на дому. Как сказал о владыке Иоанне (Максимовиче) митрополит Антоний (Храповицкий): "Этот маленький, слабый человек, почти ребенок с виду, является каким-то чудом аскетической стойкости и строгости в наше время всеобщего духовного расслабления".

Но сейчас в день памяти Святителя мы хотим не только преклониться перед различными теперь уже посмертными проявлениями его святости: чудотворениями, молитвенной помощи; хотим сказать особенное благодарственное слово ему за то, что он был проповедником царепочитания. Мы, советские люди, в начале 1980-х годов со страниц "Русского паломника", "Православной Руси" и "Православной жизни" впервые прочитали поучения об этой добродетели, которые принадлежали святителю Иоанну Сан-Францизскому. Через святителя Иоанна прояснился для нас смысл трагической нашей истории, потом об этом писали многие, но от него первого мы услышали со страниц печати:

"За убийство беззащитного Царя-Страдальца и Его семьи страдает ныне весь русский народ, допустивший страшное злодеяние и безмолстивовавший, когда Царя подвергли унижению и лишению свободы.
Глубокое осознание греховности содеянного и покаяние пред памятью Царя-мученика требуется от нас Божией правдой.
Память невинных князей свв. Бориса и Глеба пробуждала совесть русских людей во время удельных смут и устыжала князей, начинавших раздоры. Кровь св. Князя Игоря произвела душевный переворот в душах Киевлян и объединила Киев и Чернигов почитанием убитого святого князя.
Св. Андрей Боголюбский своей кровью освятил единодержавие Руси, утвердившееся уже значительно позже его мученической кончины.
Всероссийское почитание св. Михаила Тверского исцелило раны на теле России, причиненные борьбой Москвы и Твери.
Прославление св. Царевича Дмитрия прояснило сознание русских людей, вдохнуло в них нравственные силы и после тяжких потрясений привело к возрождению России.
Царь-Мученик Николай II со Своим многострадальным семейством входит ныне в лик тех Страстотерпцев.
Величайшее преступление, совершенное в отношении Его, должно быть заглажено горячим почитанием Его и прославлением Его подвига.
Пред Униженным, Оклеветанным и Умученным должна склониться Русь, как некогда склонились киевляне пред умученным ими преподобным Князем Игорем и Суздальцы - пред убитым Великим Князем Андреем Боголюбским!"

Сказанные почти полвека слова оказались пророческими:
"Тогда Царь-Страстотерпец возымеет дерзновение к Богу и молитва Его спасет русскую землю от переносимых ею бедствий.
Тогда Царь-Мученик и Его Сострадальцы станут новыми небесными защитниками Святой Руси.
Невинно пролитая кровь возродит Россию и осенит ее новой славой!"

Можно сказать, что эта проповедь, как и другие проповеди святителя Иоанна, воспринимались некоторыми из его зарубежной паствы, как проявление юродства.

Россия в то время была советской, а Церковь, по мнению этих людей, была "красной". Святитель Иоанн не пошел по пути гордого обличения и самоуверенной сверх-правильности, он выражал надежду и упование на то, что "Россия воспрянет ото сна". Обличал он только свою паству, говорил о "духовном состоянии русской эмиграции", сравнивая ее с "Содомом и Гоморрой", а о русских людях под игом безбожной власти говорил сострадательно: "Вся тяжесть зла теперешней власти и устроения жизни направлена на честных, благонамеренных и благочестивых людей и весь народ находится в угнетении и в постоянном страхе. Люди боятся даже своей собственной и никому невысказанной мысли, боятся, чтобы она не отразилась на выражении лица".

Именно к этим людям, ко всем нам Святитель обращал Слово о необходимости почитания Царской власти как таковой, о мистической сущности этого почитания. Он говорил, что после убийства Царской Семьи "весь мир может видеть, как связаны между собою Царская власть, верная Богу, и Россия.
Не стало Царя - не стало России.
...Против Царя и России было призвано все грязное и ничтожное и грешное, что может быть в душе человека.
Все это, всеми силами, поднималось на борьбу против Царской Короны, увенчанной крестом, ибо Царское служение есть крестоношение.
Против креста людей всегда поднимают клеветой и ложью, творя диавольское дело, ибо по слову Господа Иисуса Христа: "он есть ложь и отец лжи и когда говорит ложь - говорит свое".

Святитель Иоанн не только произносил до сих пор не устаревающие проповеди о царепочитании, он молился о России: "Для возрождения России напрасны все политические и программные объединения: России нужно нравственное обновление Русского народа.
Мы должны молиться о прощении грехов наших и о милости нашему Отечеству, подобно тому, как Господь Бог, освободил Израиля от плена Вавилонского, восстановил и разрушенный град Иерусалим".

Слово Святителя Иоанна, названное издателями "Россия", сейчас звучит как предостережение: "Тяжкие страдания Русского народа есть следствие измены России самой себе, своему пути, своему призванию. Но те же тяжкие страдания, тоска жизни под властью безбожников говорят, что Русский народ не до конца утратил сознание правды, что ему духовно и нравственно тяжела неправда безбожного государства и безбожной власти.
Россия восстанет так же, как она восставала и раньше. Восстанет, когда разгорится вера. Когда люди духовно восстанут. Когда снова им будет дорога ясная, твердая вера в правду слов Спасителя: "Ищите прежде Царствия Божия и правды его и вся сия приложатся вам". Россия восстанет, когда полюбит Веру и исповедание Православия, когда увидит и полюбит православных праведников и исповедников".

Отрадно признавать, что святителя Иоанна Шанхайского или Сан-Францизского ныне у нас в России, по его слову любят и почитают. Издано уже несколько книг о нем, переиздаются его проповеди, распространяются иконки Святителя.

Особенно почитают св. Иоанна монархисты, как одного из первых для "людей новой популяции" проповедников царепочитания.
Святителю отче Иоанне, моли Бога о нас.
Людмила Ильюнина, специально для "Русской линии"
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от учитель
29.03.2024 06:04
О красных и белых
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.03.2024 00:26
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04