"В формирование европейской культуры внесли вклад древние греки и римляне, кельты, славяне, германцы, угро-финны и другие, однако единый сплав был получен с помощью христианства, - сказал он. - Культура не статична. На протяжении истории в нее свой вклад вносили и другие общины, мигранты. Появление в Европе мусульман, индуистов, буддистов, сикхов и других стало новым явлением".
Отвечая на вопрос, как должны строиться межрелигиозные отношения в Европе, архиепископ сослался на высказывание главного английского раввина Джонатана Сакса, который предложил термин "община общин". Это означает, что на континенте должны действовать разные и самостоятельные религиозные общины, которые затем образуют единую общину, внутри которой ведут диалог на едином языке веры.
М.Фицджеральд отметил, что с большинством нехристианских религиозных общин в Европе диалог развивается без больших проблем. Сложнее, по его словам, дело обстоит с мусульманами. Он связал это, прежде всего с тем, что у мусульман нет единой религиозной структуры, как, например, у христиан, особенно у католиков: это затрудняет поиск собеседников. Другая причина - "часть ислама проявляет большие требования к верующим, чем другие религиозные общины, в том числе в понимании закона". Это может приводить к таким толкованиям, которые "вступают в конфликт с имеющимися структурами".
Архиепископ привел положительный опыт ряда европейских стран, в первую очередь Бельгии и Франции, где власти поощряют мусульман создавать организационные структуры для единоверцев. "Власти не хотят, чтобы ислам был в подполье, а практиковался в мечетях, в легальных общинах, - сказал он. - Тогда экстремизм легче контролировать".
Католическая церковь начала работать с иммигрантами-мусульманами еще в 1960-1970-е годы, продолжал М.Фицджеральд. Этим людям помогали в повседневной жизни, включая изучение языка и соблюдение бюрократических формальностей. "Теперь многое изменилось, и нет нужды в материальной помощи этим людям, - подчеркнул он. - Сейчас надо помочь христианам и мусульманам понять друг друга, сохранить контакт с мусульманскими религиозными деятелями".
На вопрос, удается ли добиться успеха в диалоге с другими конфессиями, архиепископ ответил: "Дать ответ можно будет через 1000 лет".
Интерфакс