В украинском Закарпатье резко обострились отношения между православной и греко-католической общинами 
Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

В украинском Закарпатье резко обострились отношения между православной и греко-католической общинами

29.06.2005

В украинском Закарпатье резко обострились отношения между православной и греко-католической общинами. Настоятель православного Крестовоздвиженского собора в Закарпатье протоиерей Димитрий Сидор обвинил греко-католические общины в беспрецедентной экспансии в столице Подкарпатской Руси - традиционно православном Ужгороде. Особенно возмущает православных предполагаемое строительство римо- и греко-католического соборного комплекса в непосредственной близости от собора, в котором служит отец Димитрий. Такое решение может привести к межконфессиональному противостоянию в Ужгороде, считает о. Димитрий.
Конфликт между православными и униатами на Украине имеет многовековые корни. В 1946 году на Львовском соборе было провозглашено возвращение униатов в Православие, но часть греко-католического духовенства ушла в подполье. С 1991 года началось восстановление униатских структур в Западной Украине - одни приходы возвращались в унию добровольно, другие - после серьезных конфликтов и даже применения силы. Исключение на западе страны составляет Закарпатье, где православие в значительной степени сохранило свои позиции. Теперь оно может их утратить. Отметим, что по состоянию на 2004 год в стране было зарегистрировано 10 310 приходов Украинской Православной Церкви и 3 328 - греко-католической.
Обычно православные реагируют на такую экспансию с помощью пикетов, других акций протеста, обращений к органам власти. Но в данном случае такие меры выглядели бы не слишком убедительно для европейского сознания - напомним, что Украина является членом Совета Европы. Ведь речь идет не об изгнании общины из храма из-за межконфессиональных противоречий, а лишь о строительстве новых церквей (ужгородские власти выделили униатам 4 земельных участка). Для современной секулярной и релятивистской Европы аргументы об исторических корнях или истинности веры выглядят глубоко архаичными, не соответствующими нормам современного права и либеральным принципам свободной конкуренции не только товаров, но и идеологий, и верований. Видимо, поэтому в этом случае православные избрали необычный путь - они объявили о намерении возвести свой храм в центре города, напротив униатского собора. Таким образом, речь идет о симметричном ответе на действия греко-католиков, который находится в полном соответствии с демократическими нормами. Если же городские власти откажут православным в их начинании, то местное начальство можно будет упрекнуть в дискриминации одной конфессии и поддержке другой.
Более того, будущий православный храм собираются освятить во имя преподобного Алексия Кабалюка - знаковой фигуры для Закарпатья. Он родился в униатской семье, но еще в молодости перешел в православие, затем стал священнослужителем и сыграл основную роль в возрождении православной церкви в Закарпатье в начале ХХ века и возвращении униатов в Православие. Его миссионерская деятельность привела к преследованиям со стороны австро-венгерских властей (Закарпатье входило в состав Австрийской империи), которые подозревали православных в политических симпатиях к России. Накануне первой мировой войны отец Алексий был приговорен к тюремному заключению, после ее окончания вышел на свободу и до самой кончины в 1947 году оставался лидером закарпатских православных. Понятно, что для православной общины - он подвижник, в 2001 году причисленный к лику святых. Для греко-католиков - отступник, непримиримый и весьма удачливый (а, следовательно, опасный) оппонент.
Разумеется, любое межконфессиональное противостояние нежелательно, так как оно ведет к пагубным последствиям для душ верующих, которые вместо молитвы и поста вовлекаются в бурные конфликты, часто используемые различными политическими силами в своих интересах. Так, на Украине большинство униатов в ходе последней избирательной кампании высказались в поддержку Виктора Ющенко, а православные отдали предпочтение Виктору Януковичу. Однако в тех случаях, когда конфликт зашел уже слишком далеко, такие мирные вынужденные ответные меры, на которые пошли закарпатские православные, выглядят вполне логичными и оправданными.
РИА "Новости" / Русская линия




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

 

Другие статьи этого автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме