Семинар "Ислам и социальные конфликты на Северном Кавказе" состоялся в Московском Центре Карнеги 
Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Семинар "Ислам и социальные конфликты на Северном Кавказе" состоялся в Московском Центре Карнеги

29.06.2005

Семинар "Ислам и социальные конфликты на Северном Кавказе" состоялся 27 июня в Московском Центре Карнеги в рамках проекта "Религия, общество и безопасность". С докладом выступил профессор Дагестанского научного центра РАН, доктор исторических наук Энвер Кисриев, автор монографии "Ислам в Дагестане".
Докладчик считает, что так называемый "ваххабизм", в настоящее время "сходит с исторической арены", однако нуждается в осмыслении. Говоря о "ваххабизме" как о социальном феномене, автор доклада предложил рассматривать это явление в контексте двух категорий "исламского активизма" на Кавказе. Первый тип - это деятельность традиционного исламского духовенства: официальные служители мечетей, муллы, чиновники духовных управлений - специалисты "ритуальных дел", а также миряне, идентифицирующие себя с мусульманами, но зачастую не являющиеся "носителями религиозного мировоззрения". Ислам этого типа исследователь условно назвал "священническим".
Второй тип появился в начале 90-х гг. прошлого века: он олицетворен мусульманами, чающими политической утопии - тотального утверждения мусульманских порядков в обществе. Как правило, это весьма образованные приверженцы ислама, которые стремятся "очистить" его от "языческих пережитков", к которым, среди прочего, видимо, относится деление верных на служителей культа и мирян. Согласно идеологии второго - "тотального" - типа, каждый человек должен быть просто хорошим мусульманином и выполнять нормы шариата.
Очевидно, складывание этих течений породило конфликтные отношения не только между ними, но и политической властью и финансовой элитой.
Несмотря на существующие противоречия, политическая власть отдает предпочтение исламу "первого типа", а "протестантские" "ваххабитские" организации маркирует как "экстремистские группировки" и "выталкивает из легального социального пространства".
Он обратил внимание на такое заметное явление последних лет, как молодежные исламские организации, которые, также открыто требовали очищения ислама, пока не попали под репрессии властей. Активизируясь в подполье, эти группы представляют большую опасность. На фоне обострения социальных проблем зреют также протестные настроения в среде "традиционного" ислама. Все это вместе, усугубленное слабостью и бездействием властей на всех уровнях, вплоть до федерального, может привести к серьезным потрясениям на всем Северном Кавказе, заключил докладчик.
В обсуждении темы приняли участие руководитель центра "Религии и политика в современном мире" Максим Шевченко, известный исламовед Александр Игнатенко, член правления "Фонда поддержки демократии и социального прогресса", один из создателей "Российского исламского наследия" Шамиль Бено, руководитель проекта "Энциклопедия современной религиозной жизни" Сергей Филатов, член научного совета Московского центра Карнеги доктор исторических наук Алексей Малашенко, советник Полномочного представителя президента в Приволжском федеральном округе Сергей Градировский и другие.
Шамиль Бено отметил, что федеральная власть не информирована о реальном положении дел на Кавказе и, в частности, в области исламских течений и групп. Он считает, что необходимо провести фундаментальное исследование религиозной тематики в регионе. По его мнению, реальная альтернатива исламскому фундаментализму на Кавказе есть, это - исламский модернизм. И с этой точки зрения крайне недальновидно запрещать молодежные исламские организации, закрывать мечети, в которых они собираются. Максим Шевченко также считает, что запрет этих организаций и - шире - регистрации политических партий по религиозному принципу лишает российскую верующую молодежь возможности действовать в легальном поле и приводит к тому, что "рост сетевых систем консолидации на Кавказе идет самостоятельно". По словам Алексея Малашенко, молодежному исламскому движению на Кавказе надо уделить особое внимание как "непроясненному феномену", особенно в условиях, когда ислам все более используется как инструмент в политической борьбе.
Благовест-инфо / Русская линия



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

 

Другие статьи этого автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме