Как следует из текста сообщения, "27 июня группа православных сербов, познакомившаяся в Москве с древнерусскими богослужебными традициями, образовала инициативную группу, которая решила обратиться к митрополитам Черногорскому Амфилохию и Новисадскому Иринею, а также к епископам Рашко-Призренскому Артемию и Сремскому Василию с ходатайством о благословении на учреждение старообрядных общин. С аналогичной просьбой решил обратиться к Святейшему и Блаженнейшему Патриарху-Католикосу всея Грузии Илии руководитель общества "Дзалиса" Томаз Ильич Джандиери". Заканчивается же это странное сообщение следующими словами: "Ожидается, что в ближайшее время подобные инициативы будут предприняты практически во всех Поместных Православных Церквах".
Мы попытались разобраться, о чем идет речь в этом сообщении. Какие конкретно старые обряды собирается возрождать Союз Православных Братств и его сербские и грузинские последователи? Что это за штука такая "старообрядные приходы"? Каким образом они намереваются "распространять свой опыт" в других Поместных Церквах, т.е., если называть вещи своими именами, сеять новый раскол во Вселенском Православии?
К сожалению, игумен Кирилл (Сахаров), окормляющий деятельность СПБ оказался в отъезде, а в пресс-службе Берсеневской общины, которую он возглавляет, нам дали весьма туманные разъяснения, пустившись в рассуждения о "различии старообрядчества и старобрядности". Мол, мы не намереваемся выходить из подчинения священноначалию Русской Православной Церкви, а "лишь хотим следовать обрядам, существовавшим в Русской Церкви до раскола". Чуть позже из пресс-службы СПБ позвонили в редакцию и радостно сообщили, что то, к чему они призывают, называется единоверием. И даже просветили нас на тот счет, что Церковь признает таинства единоверцев равночестными и спасительными.
Стоит только напомнить "новым единоверцам", что единоверие было официально учреждено в 1800 г. Императором Павлом Петровичем именно для старообрядцев, для облегчения их возвращения в лоно Православной Церкви. И этот указ никак не предполагал, что когда-нибудь найдутся "энтузиасты" движения в обратном направлении - из Православия в единоверчество. Да и не могло такое в голову придти Государю Императору.
Разумеется, достойно всяческого одобрения стремление к уврачеванию церковного раскола XVII века, сыгравшего столь пагубную роль в истории России и русского народа. Однако нельзя врачевать раскол ... расколом. А именно это, по сути, предлагают авторы злополучного сообщения пресс-службы Союза Православных Братств. По крайней мере, путь, предлагаемый ими, ведет именно к новому расколу. Ведь известно, что в нашей Церкви есть много верующих, считающих Патриарха Никона не только выдающимся Предстоятелем нашей Церкви, но и святым человеком. Причем, сообщения о чудесах, совершающихся на его гробнице, фиксировались еще до революции. Для старообрядцев же Патриарх Никон – "исчадие ада", едва ли не "антихрист". И как отнесутся к сомнительной инициативе по переходу в единоверие эти православные люди. А ведь их куда больше, чем апологетов единоверия.
Существует реальная опасность, что эта "старообрядность" может стать самочинной попыткой примирения со старообрядчеством вне Истины. И люди, заявляющие о намерении уврачевать раскол, только усугубят наши противоречия со старообрядцами. Стоит напомнить, учреждение единоверия было воспринято в 1800 г. старообрядцами весьма негативно, а после легализации старообрядчества в 1905 г. многие единоверческие общины просто распались.
Кстати, в ОВЦС, куда мы обратились за комментарием, нашего корреспондента долго гоняли с одного телефона к другому, наконец дали такой телефон, который хронически молчал. Непонятно, то ли в ОВЦС никто не в состоянии прокомментировать политику в отношении старообрядцев, то ли они могут давать только победные реляции об успешно проведенном очередном заседании согласительной комиссии, а чуть возникает реальная проблема по старой советской привычке предпочитают отмалчиваться.
Русская линия