Несмотря на то, что вина этой преступной "троицы" в подстрекательстве к терроризму, вербовке в свои ряды местных мусульман, а также в пропаганде и распространении материалов экстремистского характера (что, в частности, подтвердило и обнаружение у казанских "хизбуттахрировцев" видеокассеты со сценами расправы чеченских боевиков над российскими солдатами) была доказана, ни один из них в последнем слове своей вины не признал. Мало того, один из осуждЈнных - Рафис Сабитов - попросил суд вынесения в отношении себя оправдательного приговора, обосновывая это тем, что решение о запрете в России организации "Хизбут тахрир аль-ислами" не было опубликовано в прессе, а "неопубликованный закон не применяется". В этой связи одной из местных тележурналисток было высказано предположение о том, что именно аналогичный аргумент сыграл решающую роль в вынесении мягкого приговора Алишеру Усманову. Однако на сей раз он, судя по всему, не сработал, и казанские последователи чеченских "моджахедов" получили свой срок "на полную катушку".
Следует отметить, что за последний год, пока в республике шло расследование по делу местных приверженцев организации "Хизбут тахрир аль-ислами" (которых всего по Татарстану было задержано около пятидесяти человек), в их защиту было организовано несколько публичных акций протеста, однако все они, без особого шума, были нейтрализованы милицией и спецслужбами, а их наиболее активные участники подверглись весьма эффективным во всех отношениях "увещеваниям". Видимо поэтому на сей раз в качестве группы поддержки, заранее собравшейся у здания Авиастроительного районного суда и работавшей исключительно "на камеру", выступили лишь "близкие родственники осуждЈнных" (главным образом, одетые по всей "форме" - в мусульманские платки-хиджабы и длинные платья - женщины молодого возраста). Однако должного эффекта их "гуманитарный" пиар так и не возымел.
Достаточно предсказуемой оказалась также реакция на это событие руководства Духовного управления мусульман республики, которое, опасаясь обвинений в попустительстве религиозному экстремизму, в последнее время с инквизиторским усердием осуждало деятельность этих опасных "сектантов". Правда, сам муфтий Татарстана Гусман хазрат Исхаков (дни пребывания которого на посту главы мусульман республики, по мнению некоторых аналитиков, уже сочтены) от комментариев по поводу результатов судебного процесса благоразумно уклонился, предоставив возможность порассуждать по этому поводу своему заместителю - Валиулле хазрату Якупову. Оправдывая столь высокое доверие, вице-муфтий Татарстана (коего ранее многочисленные "недоброжелатели" самого обвиняли в насаждении ваххабизма) наградил в передаче "Эхо Москвы в Казани представляет" местного телеканала "Эфир" организацию "Хизбут тахрир аль-ислами" целым рядом нелицеприятных эпитетов, вроде: "сектантское проявление", "периферийное явление", "плод религиозного импорта", "пятая колонна в исламе" и т.п.
Одновременно с этим Валиулла хазрат подчеркнул, что основными переносчиками экстремистских идей на местную почву являются гастарбайтеры из Узбекистана, Таджикистана и Киргизии, которые "обросли своими татарскими учениками", в результате чего сейчас "можно говорить об автономных каких-то татарских группах". Вместе с тем, его последующие рассуждения несколько "смазали" первоначальный рассудительный эффект и заставили усомниться в понимании мусульманским руководством республики всех тонкостей проблемы исламистского экстремизма, с которой оно сегодня столкнулось. Так, говоря о ваххабизме, Валиулла-хазрат, по сути дела, разделил его на "безобидный" и "агрессивный". Он отметил, что нужно чЈтко различать "ваххабизм, бытующий в Королевстве Саудовская Аравия и тот ваххабизм, который проповедуется, допустим, на Северном Кавказе или у нас в республике", назвав их "разнокоренными явлениями". Правда, в чЈм заключается принципиальное отличие "саудовского ваххабизма" от ваххабизма "чеченского" или "татарского" Валиулла хазрат так и не объяснил. Возможно, лишь в том, что представители первого спонсируют руководство Духовного управления мусульман Татарстана, а представители последних двух с ним не менее активно борются? Так или иначе, но после столь "оригинальных" заявлений вряд ли стоит удивляться в том, что "пятая колонна ислама" так быстро находит в местной мусульманской среде своих сторонников.
Возможно поэтому, несмотря на крайне неблагоприятные для себя "светские" условия, приверженцы организации "Хизбут тахрир аль-ислами" и члены их семей, не унывают и отнюдь не намерены сдаваться на милость "победителей". На первых порах защита "хизбуттахрировцев" намерена обжаловать вынесенный приговор в Верховном суде Татарстана (на что у неЈ есть десять дней), а что будет дальше - только одному Аллаху и известно, - передаЈт наш собственный корреспондент из Казани.