Европейские христианские круги, традиционно старающиеся повлиять на судьбу общеевропейского права, по-разному реагируют на происходящее. Православные Церкви и Ватикан, возмущенные отказом ЕС включить в проект Конституции упоминание о Боге или, хотя бы, о христианском наследии, вряд ли будут сильно сожалеть о его провале. Либеральные протестанты - лютеране, англикане, реформаты, - наоборот, воспрмут поражение Основного закона Европы как свое собственное. Именно представители этих церквей активно агитировали за принятие Евроконституции даже в "обезбоженном" и максимально секуляризированном виде, видя в ней мощный импульс к "примирению" и объединению континента "поверх религиозных, экономических и культурных различий", отмечает "Интерфакс".
Не стоит забывать и о том, что текст законопроекта впервые в истории европейского международного права обязывает структуры ЕС вести систематический и открытый диалог с различными церквами и другими религиозными общинами. "Это, - как отмечает "Интерфакс", - важный успех христианского лоббизма, достигнутый вопреки давлению антиклерикальных сил Франции, Бельгии и некоторых других стран Евросоюза".
Однако миллионы простых верующих, в том числе и протестантов, обращают внимание еще и другой фактор. Они не готовы поступиться традиционной западноевропейской идентичностью перед лицом уже начавшейся массовой миграции из Польши, Латвии и других стран бывшего "социалистического блока". Еще более пугает жителей Запада открытие границ с другими потенциальными членами ЕС - Болгарией, Румынией и особенно Турцией.
Крайне вероятный провал конституционного проекта ставит и еще одну нравственную проблему: гигантский разрыв между элитой и народом. "Просвещенные" политики, уверенные, что несут народам благо, по крайней мере не постарались убедить эти самые народы в полезности предлагаемых решений. Или же вообще решили, что электорат просто не может их не поддержать - настолько убедительными им казались собственные аргументы. Однако даже самый демократичный способ волеизъявления - референдум - продемонстрировал обратное. В результате властям, обществам и церквам стран Евросоюза предстоит долгая и очень нелегкая дискуссия о способности Европы объединиться, преодолев границы Востока и Запада, бедного и богатого мира, католической, протестантской, Православной и исламской цивилизаций. И религиозный фактор в этой дискуссии займет не последнее место.
Интерфакс /