Состоялся вечер памяти философа и богослова Алексея Федоровича Лосева 
Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Состоялся вечер памяти философа и богослова Алексея Федоровича Лосева

27.05.2005

20 мая в Царицынском православном университете состоялся богословский вечер, посвященный памяти монаха Андроника (Алексея Федоровича Лосева).
Программа вечера состояла из трех бесед с целью первоначального ознакомления собравшихся с личностью и творчеством Алексея Федоровича Лосева. Ведущими вечера были монах Лазарь (Куликов), зам. руководителя отдела по делам молодежи Волгоградской епархии и студент 3 курса Григорий Константинович Мусохранов, в чьи научные интересы входит изучение богословско-философского наследия А. Ф. Лосева. Другой целью, которая была сразу же выявлена - явился поиск богословского и философского оснований для разработки концепции развития духовного образования в Волгоградской духовной школе. Не для кого не секрет, что современный мир предъявляет свои узко прагматические требования к верующему человеку, и потому одной из задач религиозного образования вообще является наделение человека необходимыми знания и навыками, с целью налаживания мостов с современным научным миром и обществом в целом. Modus vivendius каждого конкретного верующего человека должен стать тем базисом, на котором и возможно осуществление миссии Церкви, в синергии Божественной благодати и человеческой свободы.
Ведущими была предложена беседа о личности А. Ф. Лосева, который своей жизнью доказал осуществимость апостольских слов "Подражайте мне, как и я Христу", так что в попытках приблизиться к богословию святых отцов, он неизбежно пришел от их богословских формул опыту их благочестия.
В первом пункте программы вечера " Личность А. Ф. Лосева" были рассмотрены два вопроса:
Религиозная физиономия; Основная проблематика творчества.
Во втором вопросе по программе вечера "Лосев А. Ф.: пути богопознания" было означено первоначальное рассмотрение богословского наследия Алексея Федоровича.
Одной из центральных тем его богословских трактатов была тема "Имяславие". Алексей Федорович известен многим как специалист по античной философии, но мало кто знает об имяславских корнях его философии. После революции он почти в одиночку взял на себя труд философской систематизации православного имяславия, и это ему во многом удалось.
Другим важным вопросом для понимания творчества Алексея Федоровича было рассмотрение его отношения к христианской гносеологии. В сжатом виде его взгляд можно выразить следующими словами: "Вера в сущности своей и есть подлинное знание...знание в сущности своей и есть подлинная вера; и эти две сферы не только не разъединимы, но даже и не различимы" ( Лосев А. Ф. Диалектика мифа // Лосев А. Ф. Миф. Число. Сущность. М., 1994. С. 112-114 ).
Но наиболее острые дискуссии вызвал вопрос о "христианском платонизме" в том виде, как разработал эту версию основ христианского мировоззрения Алексей Федорович.
Третьим вопросом для рассмотрения был предложен следующий: "Философские истоки богословия: опыт христианской онтологии".
Как специалист по античной философии Алексей Федорович, проанализировав историческое развитие тринитарных споров, предложил свое видение данной темы: "Рассуждая чисто исторически, отнюдь не никео-константинопольский символ был последним словом по тринитарному вопросу, хотя здесь и было сказано самое главное. Окончательное же решение этого вопроса можно находить в патристике не раньше появления ареопагитского корпуса. И можно сказать, только здесь целиком восторжествовало античное неоплатоническое учение о сверхсущем первоедином (опять-таки, повторяем, конечно, не в природно-космологическом, но в личностном смысле)". Нельзя сказать, что данная точка зрения - открытие, но что замечательно, так это скрупулезная аргументация Алексея Федоровича своего подхода.
При подведении итогов многие высказывались в пользу продолжения изучения богословско-философского наследия Алексея Федоровича. Предварительными темами для следующих встреч были определены "Понятие символ в интерпретации А. Ф. Лосева" и "Имяславские споры и позиция А. Ф. Лосева по данному вопросу". Последняя тема интересна в связи с продолжающимися дискуссиями в современном научном мире о роли имяславских споров в становлении отечественного богословия.
22 мая 2005 года, когда исполняется 15 лет со дня его блаженной кончины, была отслужена панихида по Алексею Федоровичу Лосеву. Вечная ему память!
Пресс-служба Волгоградской епархии



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

 

Другие статьи этого автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме