Кряшены Татарстана вновь напомнили властям о своём существовании 
Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Кряшены Татарстана вновь напомнили властям о своём существовании

Кряшенский вопрос / 26.04.2005


В Казани состоялась научная конференция "Современное кряшеноведение: состояние, перспективы" …

23 апреля сего года в Казани силами Республиканского национально-культурного центра кряшен Татарстана, общественной организации народности кряшен г. Казани и кряшенского прихода Казанского Тихвинского храма была проведена научная конференция "Современное кряшеноведение: состояние, перспективы". Практически впервые после "разгромной" для этой православной народности (официально именуемой в республике не иначе как "крещёными татарами") Всероссийской переписи населения 2002 года представители кряшенской интеллектуальной элиты и немногочисленные учЈные, оставшиеся верными принципам научной объективности, вновь заявили о необходимости вернуться к научному осмыслению кряшенской проблемы, передаёт наш собственный корреспондент из Казани.

Целью конференции стало привлечение внимания к проблемам изучения этногенеза, этнической истории и современного этносоциального состояния кряшен. Однако сделать это в условиях откровенно тенденциозного отношения большинства официальных татарских историков к "кряшенскому вопросу" и к проблеме православного миссионерства среди народов Среднего Поволжья будет очень непросто. Памятуя об этом и опасаясь очередного вала обвинений в "предательстве" интересов татарского народа, организаторы конференции заранее заявили, что конференция будет носить чисто научный характер, что привело к отказу участвовать в ней представителей наиболее политизированного набережно-челнинского крыла кряшенского движения. Тем не менее, темы озвученных на ней сообщений и докладов говорят сами за себя. Среди них: "Традиционное пение кряшен как средство идентификации их культуры и самосознания" (кандидата искусствоведения из Санкт-Петербурга Н.Ю.Альмеевой), "Кипчакско-несторианское происхождение кряшен" (бакалавра религиоведения из Санкт-Петербурга Е.В.Баркаря), "Этнокультурная идентичность кряшен в современном информационно-коммуникативном пространстве" (казанского профессора Т.Г.Дунаевой), "Роль миссий в христианском просвещении кряшен в Волго-Камском крае" (настоятеля Тихвинской церкви города Казани, кандидата богословия о. Павла Павлова), "К вопросу о взаимоотношениях крещЈных татар и мусульман в период массовых отпадений в ислам" (казанского историка И.Е.Алексеева) и другие.

К сожалению, по ряду причин (в том числе и связанных с практически полным отсутствием финансового обеспечения конференции) многие из иногородних учЈных до Казани так и не добрались, представив свои доклады, кто по электронной почте, кто по факсу. Не смог посетить её по уважительным причинам и достаточно известный в местных и столичных научно-церковных кругах специалист по истории православного миссионерства, ныне - заместитель руководителя Департамента межнациональных отношений Министерства регионального развития Российской Федерации А.В.Журавский. Но, несмотря на все эти "шероховатости", конференцию следует признать удавшейся. По крайней мере, она опровергла начавшее укореняться в официальной научной среде Татарстана мнение об "окончательном" решении "кряшенского вопроса", являющее собой на самом деле победную реляцию об окончательном разгроме кряшеноведения и насильственном идеологическом "возвращении" кряшен в лоно "единого татарского народа".

По итогам конференции её участники приняли резолюцию, в которой, "принимая во внимание объективную потребность в научном обосновании целей, задач и путей этноконфессионального развития общности кряшен", пришли к заключению о необходимости "активизировать работу в данном направлении". Одновременно они приняли обращение к президенту Татарстана М.Ш.Шаймиеву, в котором прозрачно намекнули на ряд невыполненных в отношении кряшен обещаний.

"Проанализировав состояние научно-исследовательской работы в области этногенеза, этнической истории и этносоциального развития кряшен, - говорится в распространённом обращении, - участники конференции констатировали, что, несмотря на некоторое расширение тематики научных исследований, систематической работы по постановке кряшеноведения на уровень современных требований науки не ведётся. Основной причиной этого является отсутствие специализированных научных учреждений, призванных целенаправленно заниматься указанными проблемами".

Участники конференции подчеркивают в ней, что "видные представители общественности республики разных национальностей" ещё 14 мая 1992 года направили коллективное письмо президенту Академии наук Татарстана "с просьбой учредить в структуре создававшейся в то время академии отдел кряшеноведения с лабораториями этногенеза, фольклора и быта кряшен", после чего эта идея была озвучена даже на заседании одной из секций Всемирного конгресса татар. "Но, - напоминают М.Ш.Шаймиеву участники конференции, - ни от официальных структур, ни от исполкома конгресса ответа не последовало, не говоря уже о практических мерах. В силу этого вопрос о создании отдела кряшеноведения вновь был поставлен во время Вашей встречи с представителями кряшенской общественности 11 апреля 2002 года". Вместе с тем, как говорится в обращении, "за истекшее время актуальность данного вопроса ещё более возросла", причём, "за необходимость интенсификации комплексного изучения проблем кряшен" высказываются уже "и некоторые татарские учЈные, которых трудно заподозрить в лоббировании интересов кряшен".

Учитывая всё это участники конференции в очередной раз просят президента Татарстана "оказать содействие в разрешении сложившейся ситуации", заверяя его в том, что "среди учёных-кряшен имеются люди, способные возглавить отдел и на должном научно-теоретическом уровне осуществлять комплексное изучение всей совокупности проблем", а также "положить начало систематическому кряшеноведению как составной части отечественной этнологии".

Остаётся надеяться, что хотя бы на этот раз просьба местных представителей кряшенской интеллектуальной элиты (представляющей интересы народности, которая по некоторым неофициальным подсчётам насчитывает в Татарстане около десяти процентов населения) и профессиональных учёных-историков не останется без внимания руководства республики.
Русская линия



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

 

Другие статьи этого автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме