Из кадровых решений наибольшее внимание привлекло создание новой должности викарного епископа Московской епархии с титулом Троицкого и назначение на нее нынешнего настоятеля Валаамского монастыря архимандрита Панкратия (Жердева). Впрочем, хиротония эта давно ожидалась, а на фоне окончания работ по восстановлению Северного Афона (как предполагается, летом на память прпп. Сергия и Германа в торжественной обстановке с участием высокопоставленных лиц будут подведены итоги восстановительных работ в обители) это решение выглядит вполне закономерным.
Однако наибольшее внимание общественности и СМИ привлек, разумеется, 4-й журнал заседаний Св.Синода. Напомним, что в нЈм речь идет об инициативе групп православных мирян провести ко дню памяти Святых Царственных Мучеников покаянный крестный ход из разных епархий в Москву. Журналисты на все лады бросились комментировать это решение. Причем, наговорили, как водится в комментариях на религиозные темы, немало глупостей.
Так сообщение респектабельного РИА "Новости" озаглавлено почему-то "Священный Синод не поддержал идею "покаянного крестного хода"". Журналистка О.Липич ничтоже сумняшеся сообщает: "Священный Синод РПЦ не поддержал инициативы некоторых групп мирян о проведении так называемого "покаянного крестного хода"...".
Что это? Незнание русского языка? Или привычка халтурно относиться к своим обязанностям? Ведь в Первом пункте постановления Св.Синода говорится буквально следующее: "Подтвердить, что Священноначалие Русской Православной Церкви приветствует инициативы проведения паломничеств и молитвенных шествий как свидетельство веры и проявление народного благочестия. Благословение может быть дано и на упомянутое шествие, если оно будет совершено в послушании Священноначалию и в соответствии с нижеследующими суждениями Священного Синода". ЧЈрным по белому написано: БЛАГОСЛОВЕНИЕ МОЖЕТ БЫТЬ ДАНО, т.е. Св.Синод просто указывает организаторам крестного хода условия, при которых они могут получить благословение Священноначалия, ибо крестный ход - это не политическая демонстрация, а покаяние - церковное Таинство, средство лечения болезней души, а не способ борьбы с церковной иерархией.
Еще одно респектабельное ИА - "Интерфакс", религиозную страничку которого справедливо хвалят многие эксперты, свое сообщение о синодальном решении наполнило антимонархическим пафосом, озаглавив "Русская православная церковь выступает против попыток возродить в России монархию". В сообщении говорится: "Священный Синод Московского патриархата, заседание которого проходит в среду в Москве, подверг критике попытки отдельных групп православных верующих настаивать на необходимости возвращения России к монархическому строю".
Между тем, пункт 4-й постановления гласит буквально следующее: "Покаянное осмысление исторической трагедии, постигшей наш народ, не должно сопровождаться утверждениями о неизменной и уникальной приемлемости для православных христиан того или иного государственного строя. Священный Синод напоминает, что учение Церкви о государственном устройстве было ясно выражено в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви". Оставим в стороне рекламу "Социальной концепции", разработанную ведомством владыки Кирилла (Гундяева). В целесообразности ее принятия сомневались и до сих пор сомневаются многие церковные люди, уж слишком эта затея попахивает филокатолицизмом.
Но из первого предложения журналисты "Интерфакса" абсолютно некорректно сделали антимонархические выводы. В синодальное решении ни слова не говорится о благодетельности для русского народа демократической республики. Там речь идет просто о недопустимости политизации народного покаяния за попущение нашими предками цареубийства. Св.Синод совершенно справедливо напоминает нам, что Церковь может существовать при любом государственном строе. Кстати, вполне уместным было бы и предостережение против идеализации России времен царствования Царя-Мученика Николая, чем частенько грешат публицисты православно-патриотического направления.
Однако всЈ это не имеет никакого отношения к Самодержавной монархии, которая является Богоустановленной формой государственной власти. Царь - это Помазанник Божий (никто, никогда не помазывал на власть президента, а тем более парламент). И что бы там ни писали журналисты или даже какие-нибудь республиканцы-архиереи (если таковые в природе имеются), монархия является самой приемлемой для Церкви формой власти.
А Царя России даст Бог. И это произойдет независимо от желания или нежелания журналистов из "Интерфакса".
Анатолий Степанов, Русская линия