Сборник составлен главным образом по материалам дискуссии, развернувшейся на конференции "Свобода совести и светскость государства: проблемы и решения", прошедшей 1-2 ноября 2004 года в Российской академии госслужбы. Форум, который являлся частью этого же проекта, был устроен как "принципиально антагонистический". По словам Александра Верховского, конференция показала, что дискуссии такого рода необходимы. Одно из наблюдений, сделанных им в ходе форума, состоит в следующем: присутствовавшие там две "крайние стороны" - правозащитники и представители консервативной православной общественности - обе чувствовали себя меньшинством, гонимым противоположной стороной. "Вероятно, кто-то заблуждается, а может, заблуждаются обе стороны; либо их гонит кто-то третий, либо эта гонимость является иллюзией", - отметил выступавший. По мнению составителя сборника, уже одно это является поводом для разговора.
Если бы в книге был использован обычный "публицистический принцип противопоставления "либералы - консерваторы", это, по словам Верховского, явилось бы "упрощением действительности". И хотя существуют ситуации, когда участники дискуссии сплачиваются "по партийному признаку", это не отменяет разногласий, что и было учтено при составлении сборника. В качестве примера Александр Верховский привел ситуацию вокруг процесса над организаторами выставки "Осторожно, религия!": сейчас, в обостренной до крайности ситуации, происходит "партийное сплочение", но и между теми, кто находится на "одной стороне", раньше были разногласия и дискуссии.
Книга устроена "тематически": здесь нет позиций "за" и "против". Авторов, представленных в сборнике, нельзя однозначно "развести" или объединить. По словам составителя, некоторые позиции не удалось представить в этой книге, некоторые разделы недостаточно сбалансированы, особенно это относится к разделу "Религиозный экстремизм".
Сопредседатель Института свободы совести (ИСС) Сергей Бурьянов выразил недоумение, что в сборнике не представлена позиция ИСС, в то время как помещены две статьи протоиерея Всеволода Чаплина. Сергей Бурьянов выразил предположение, что составители взяли за методологию подход, сформулированный митрополитом Кириллом (Гундяевым): "Инициирована дискуссия с правозащитниками", ее цель - "интегрировать права человека в систему ценностей Русской Православной Церкви". По мнению Бурьянова, подход митрополита Кирилла основан на парадигме разделения: на традиционные и нетрадиционные конфессии, терпимые и нетерпимые и т.д.
Александр Верховский ответил, что в сборнике не представлена также позиция крупных организаций, например, мусульманских. Что касается методологии, то составители сборника никак не руководствовались мнением митрополита Кирилла относительно прав человека.
Отвечая на вопросы журналистов, Александр Верховский отметил также, что "большое политическое руководство" не интересуется вопросами, поднятыми в данном сборнике. "Может быть, это и хорошо, я не очень верю в конструктивные способности государственной власти", - отметил выступавший. Что касается прогнозов, то, по его мнению, Русскую Православную Церковь "будут использовать в декоративных целях", поскольку государственная власть утилитарно относится к религии. Мусульманские же организации будут испытывать трудности в связи с "усиленной погоней за экстремистами". Об этом сообщает "Благовест-инфо"
Религия и СМИ