Закон определяет основные правовые и организационные вопросы формирования и деятельности Общественной палаты РФ. Согласно документу, в состав Палаты войдут граждане России, имеющие особые заслуги перед государством и обществом, а также представители общероссийских региональных и межрегиональных общественных объединений и некоммерческих организаций. Также предусматривается возможность привлечения к работе Палаты общественных объединений, не вошедших в ее состав, сообщает РБК.
Согласно законопроекту, Палата должна стать независимым общественным институтом, который сможет осуществлять общественную экспертизу законодательной деятельности Федерального Собрания, а также проводить контроль за деятельностью исполнительной власти. Палата будет формироваться из представителей общероссийских, региональных и межрегиональных общественных объединений, а также объединений некоммерческих организаций, сообщает ИТАР-ТАСС.
Численность Палаты будет составлять 126 человек. Согласно проекту закона, Президент России утверждает кандидатуры первых 42 членов палаты, которые в течение двух месяцев по конкурсному отбору будут принимать решения о приеме в палату еще 42 представителей от общероссийских общественных объединений. Затем уже 84 члена Палаты в течение одного месяца принимают решение о приеме оставшихся 42 представителей от региональных и межрегиональных общественных объединений. Не позднее, чем через месяц со дня формирования полного состава, палата должна провести первое заседание, на котором избрать свой совет и секретаря. На Общественную палату будет возложено обеспечение согласования интересов граждан и государственных органов для решения наиболее важных экономических и социальных вопросов, вопросов в сфере безопасности, а также защиты демократических принципов организации гражданского общества. Эти задачи, как прописано в документе, будут решаться путем общественной экспертизы правовых актов органов власти, а также выдвижением гражданских инициатив, имеющих общероссийское значение, сообщает РБК.
Общественная палата будет также осуществлять контроль над деятельностью Правительства России, а также органов исполнительной сласти всех уровней (федерального, регионального, местного самоуправления). Решения палаты будут носить рекомендательный характер, и приниматься в форме заключений, предложений и обращений. Для обеспечения деятельности Палаты будет создан специальный аппарат, который станет государственным учреждением, а его руководитель будет назначаться на должность и освобождаться от должности Правительством России по представлению совета Палаты. Все расходы, связанные с деятельностью палаты, будут предусматриваться отдельной строкой в государственном бюджете.
Членами палаты не могут стать Президент, члены Совета Федерации и депутаты Госдумы, члены Правительства России, судьи, а также лица, занимающие государственные должности. В палату также не могут входить лица, признанные недееспособными, или имеющие непогашенную или не снятую судимость. В течение 30 дней со дня вступления в силу настоящего закона Президент России должен определить кандидатуры первых 42 граждан России и предложить им войти в состав Общественной палаты. В течение двух месяцев со дня первого заседания палаты в интернете должен быть создан сайт Общественной палаты, сообщает РБК.
Напомним, что сам проект создания Общественной палаты был разработан в рамках усиления антитеррористического законодательства после трагических событий в Беслане в целях вовлечения широких кругов общества в реализацию государственной политики и предложен В.Путиным на совместном заседании обоих палат парламента 13 сентября 2004 г.
Между тем, как считает председатель совета Межрегиональной общественной организации "Общественный Антикоррупционный Комитет" (ОАК) А.Аринин, "отстраненность общества от участия в обсуждении законопроекта об Общественной палате может привести к тому, что этот новый орган не будет работать с должной эффективностью", сообщает сегодня пресс-служба ОАК.
Общественная палата должна не только представлять широкие слои российского общества, но и установить контроль над органами исполнительной, законодательной, судебной власти, считает Аринин. "Контроль общественный, а не чиновничий", - таково позиция ОАК. "Без активности, без настойчивости общественных институтов это невозможно. Однако именно такой активности мы не увидели в ходе обсуждения законопроекта об Общественной палате... Тем не менее, ОАК готов к любым формам сотрудничества с будущей палатой", отметил Аринин.
Русская линия