Значению Крижанича как "проповедника просвещения" в России посвятил выступление профессор Хорватской академии наук и искусств Иван Голуб. Он отметил, что царь Алексей Михайлович сослал Крижанича на 15 лет в сибирскую ссылку, скорее всего, за продвижение идеи объединения католичества и Православия. Однако, по его словам, это не повлияло на любовь хорватского ученого к России, в которой он видел "оплот для единения славянских народов".
Профессор Московской Духовной академии протоиерей Владислав Цыпин считает идеи Крижанича "панславистскими", созвучными "русскому классическому славянофильству". "Он мечтал создать единый славянский литературный язык, и хотя его идея не была осуществлена, но основания для нее были, так как в 17 веке славянские языки мало отличались друг от друга", - заметил российский ученый. Профессор МДА отметил, что Крижанич был "католиком, открытым для диалога с православными", и отдал должное его "искреннему благочестию". Острые характеристики Крижанича пороков и недостатков российской жизни, по мнению отца Владислава Цыпина, нашли отражение в петровских реформах 18 века, на что обращает внимание и русский историк Ключевский. Труды Крижанича, написанные в России, - это "трезвый, ясный взгляд на место славянства в истории", считает православный богослов.
ИТАР-ТАСС / Седмица.Ru