Центральное духовное управление мусульман резко критикует заявления Р.Гайнутдина 
Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Центральное духовное управление мусульман резко критикует заявления Р.Гайнутдина

Основы православной культуры / 10.02.2005


Позиция ЦДУМ состоит в том, что в России "80% процентов - это потенциально православные люди" и государство под предлогом "многоконфессиональности" не должно изгонять религию из общественной жизни …

"Русская линия" уже писала о выступлении муфтия Равиля Гайнутдина, который во время празднования Курбан-байрама в очередной раз высказал мнение о необходимости разрешить официально многоженство в России. Ссылаясь на шариат, глава Совета муфтиев России, предложил многоженство как средство решения существующих демографических проблем страны. В завуалированной форме им было указано на допустимость для лиц, исповедующих ислам, вопреки существующему законодательству, одновременно иметь двух и более жен. В который раз создан опасный прецедент, состоящий в пропаганде скрытого применения "двойного стандарта права", влекущего за собой подрыв традиционных основ российских семьи и общества.

Ввиду явного провокационного характера выступления Р.Гайнутдина Центральное духовное управление мусульман сочло необходимым дать необходимые разъяснения. Руководитель департамента общественных связей Центрального духовного управления мусульман России (ЦДУМ) муфтий Мухаммедгали Хузин в интервью агентству "Интерфакс", записанному 9 февраля с.г., осветил официальную позицию по этому и целому ряду других вопросов религиозно-общественной жизни в стране.

Он, в частности, высказался в поддержку идеи преподавания "Основ православной культуры" в средних школах России и счел сугубо надуманными "страхи и ажиотаж вокруг этого вопроса". "Дав детям основы религиозной культуры, - сказал муфтий, - мы заложим самый крепкий фундамент в основание будущего цивилизованного гражданина своей страны и крепкий кирпичик в будущую стабильность и толерантность во всем обществе", - подчеркнул М.Хузин. Поэтому, "совершенно ненормально, когда это большинство не имеет права преподать своим детям религиозную культуру предков".

М.Хузин признал, что некоторые в обществе не хотели бы видеть Православие в школах и общественной жизни. Таковы, по его словам, "некоторые радетели "чистоты ислама". Однако, ЦДУМ не разделяет данных опасений и призывает мусульман "не впадать в истерику". "Основы православной культуры" ни в коем случае не подразумевают ни насильственного крещения, ни насильственного богослужения в рамках изучения основ религиозной культуры государствообразующего народа, - отметил муфтий. Разве, изучая в школе математику, дети рискуют стать пифагорами, а студенты, изучающие в вузе философию, рискуют превратиться в ницше"?" - задает вопрос М.Хузин.

На призывы ввести многоженство в России представитель духовного управления предлагает смотреть "как на дешевый популизм" (подразумевается, главы Совета муфтиев России Р.Гайнутдина). "В сегодняшней России нужно в первую очередь говорить о том, чтобы из особей мужского пола сделать Мужчин - ответственных и мужественных. Мужчин, которые будут нести на себе груз ответственности за семью - жену, детей, родителей", - убежден Мухаммедгали Хузин. Тогда, и только тогда, по его мнению, "исчезнут с улиц митингующие старики, женщина станет настоящей хранительницей семейного очага, а не ломовой лошадью, и дети будут не беспризорными подранками, а достойной сменой, способной подлинно поднять страну и оздоровить общество".

Муфтий выразил большую обеспокоенность общественными процессами в стране. По его мнению, не все с переходом к новой системе льгот было продумано до конца, главное - не объявлена идеология такого перехода. Сам он критически относится к реформам, затронувшим социальную сферу. "Страна не должна решать проблемы экономики за счет бабушек и дедушек. Меньше надо тратиться на иностранные футбольные клубы и финансовую помощь неблагодарно-недружелюбным соседним режимам", - считает муфтий и такая его позиция являет резкий контраст со словами Р.Гайнутдина, рассуждающего о настоящем и будущем России в холодных политологических категориях. Таким образом, Центральное духовное управление мусульман в очередной раз практически доказывает свою приверженность патриотическим ценностям и готовность результативно, вместе со всеми здоровыми силами общества работать для целей развития страны и укрепления ее безопасности и влияния в мире.

Как и многие российские граждане, православные по вероисповеданию, представители мусульманского духовенства и верующие-мусульмане искренне переживают, наблюдая распад и деградацию великой страны. Сегодня, по словам М.Хузина, "пока еще работают заводы, нефтяные месторождения, в чем есть несомненная заслуга людей пожилого возраста". Однако во избежание роста общественных противоречий чиновникам необходимо скорее продумать вопросы учета интересов населения, как городских, так и сельских льготников.

В интервью нельзя не заметить крайней озабоченности М.Хузина той ситуацией, в которой религия под предлогом "политкорректности" и "равных возможностей всех конфессий" фактически изгоняется из общественного обихода, средств массовой информации, культуры, образования. Подобная ситуация, считает муфтий, "является нарушением конституционных и человеческих прав граждан". Он предлагает помнить, что "около 80% процентов населения России - потенциально православные люди", и исходя из этого необходимо строить ответственную государственную политику, учитывающую национальные корни и уважающую религиозные и нравственные чувства соотечественников.

Своим выступлением представитель Центрального духовного управления мусульман недвусмысленно дал понять, что межрелигиозные споры могут и должны отступать перед совместной ответственностью верующих за развитие политической и экономической ситуации в стране, обеспечение ее суверенитета, спокойствия и безопасности. И православные не могут в ответ не приветствовать проявление мусульманами России искреннего желания искать выхода из кризиса на основании обоюдных интересов, а не вопреки или за счет друг друга.

Позиция ЦДУМ практическим образом опровергает тезис стоящих у власти либеральных идеологов, согласно которому религия является началом, разобщающим общество, и потому в политической и гражданской плоскости обязана приводиться под общий знаменатель безрелигиозной, "светской", а по существу своему безразличной и нравственно шаткой идеологии. Именно отсутствие у современного верующего человека возможности адекватно реализовать свои убеждения в общественной сфере приводит к утере значительного созидательного потенциала в народе и появлению экстремистских истолкований религии. В России, где двумя основными конфессиональными группами - Православием и исламом - охватывается почти 99% всего населения, существуют все предпосылки к тому, чтобы сделать религиозную проповедь мощным фактором национального возрождения.

Десятки миллионов православных и мусульман готовы преодолеть сковывающие российское общество подозрения и отчуждение друг от друга, а, заручившись поддержкой властей и благословением своих религиозных авторитетов, направить свои силы в русло ясно выраженной стратегии национального оздоровления и роста.

Для справки: наиболее влиятельное объединение российских мусульман - это Центральное духовное управление мусульман европейской части России и Сибири (сокращенно ДУМЕС, то же, что ЦДУМ) со штаб-квартирой в Уфе: именно этот город выбрала в свое время Екатерина II для местопребывания духовного управления российских инородцев мусульманской веры. Руководит ДУМЕС уже более 20 лет муфтий, шейх-уль-ислам Талгат Таджуддин - самый образованный среди всей мусульманской элиты России религиозный деятель. В 1991 году в мусульманской среде начался раскол, приведший к возникновению нескольких самостоятельных объединений-муфтиятов, ушедших из-под управления ДУМЕС. Потекли "инвестиции на возрождения ислама" из богатых мусульманских стран, а сами вожди раскола, главным из которых первоначально являлся саратовский имам Мукаддас Бибарсов, оказались близки к радикальным исламским структурам. Зарубежные исламские организации, особенно саудовские, вплотную занялись набором и обучением кандидатов в российские имамы. Талгат Таджуддин резко выступил против такой практики, ведь как показал предыдущий опыт, именно выпускники иностранных мусульманских образовательных центров в свое время встали во главе боснийских мусульман во время первой югославской войны, когда с территории Боснии и Герцеговины было изгнано православное сербское население.

Со временем оппозиционные ДУМЕС деятели, многие из которых, как Надир Хачилаев и Абдул-Вахед Ниязов, были тесно связаны с ваххабитами, составили альтернативную структуру со штаб-квартирой в Москве, названную Советом муфтиев России. Во главе ее встал внешне респектабельный и солидный Равиль Гайнутдин, имам единственной на тот момент московской мечети. На определенном этапе Совету муфтиев России была оказана поддержка высокопоставленных политиков и чиновников, Р.Гайнутдин часто мелькал в телевизионных репортажах с важными персонами, от чего стало казаться, что ДУМЕС безнадежно проигрывает политическую борьбу и вот-вот сдаст полномочия. Однако, среди мусульман "Совет" не получил широкого влияния. Большинство муфтиев России остались верны ДУМЕС, тогда как под влияние Гайнутдина подпало всего около четверти мусульманских общин.

Политизированный характер "Совета муфтиев" постепенно лишил его как симпатий единоверцев, так и покровительства властей. Скандальные интервью Гайнутдина, подобные заявлению в пользу введения многоженства, по этой причине регулярно предпринимаются им с целью намеренной провокации и эпатажа публики в порядке поддержания общего внимания к собственной персоне. С другой стороны, борьба между возглавляемым им "Советом" и ДУМЕС далеко не окончена, и политические интриги, как и во многих других конкретных вопросах современной России, в российском исламе способны склонить чашу весов от по-настоящему здоровых и конструктивных сил к временщикам и политиканам.

Кому-то по-прежнему выгоден проект, в котором Россия оказывается разделена на два мира: славянский и мусульманский, а сам ислам - искусственно "подогрет" националистическими и радикально-религиозными настроениями. 20 миллионов российских граждан, этнически относящие себя к мусульманской традиции, способны выступить как одним из решающих факторов возрождения страны, так и ее подлинным бедствием, смотря по тому, сумеет ли нынешняя российская власть оценить и верно направить потенциал их религиозным чувств и убеждений.
Андрей Рогозянский, Санкт-Петербург, специально для Русской линии



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

 

Другие статьи этого автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме