Определено, практически окончательно, и время созыва Всезарубежного Собора с участием клира и мiрян. Как говорится в сообщении об итогах заседания Синода, он "состоится, предположительно, в первой половине следующего года при Кафедральном Радосте-Скорбященском соборе в г. Сан-Франциско, где почивают мощи Святителя Шанхайского и Сан-Францисского Иоанна (Максимовича; + 1966 г.), участника 2-го Всезарубежного Собора".
Здесь стоит обратить внимание на два обстоятельства. Сторонникам интенсификации сближения в Синоде РПЦЗ не удалось "пододвинуть" созыв Собора на более ближнюю дату, на что они, насколько нам известно, надеялись. Но, "проиграв во времени", им, однако, удается "выиграть пространство": Сан-Франциско, да и вся Западно-Американская епархия - это, можно сказать, вотчина "интенсификаторов". Основная же масса "постепенцев" расположена северо-восточнее: в Восточно-Американской и Канадской епархиях РПЦЗ. Если учесть, что приходам "восточно-американцев и канадцев" предстоят немалые расходы для переброски на Западное побережье США достаточно представительного десанта участников Собора, можно допустить и стремление "интесификаторов" к достижению некоего количественного преимущества на Соборе. Все, конечно, будет зависеть от принципов его созыва, которыми займется Предсоборная Комиссия. Ее возглавит архиепископ Иларион Сиднейский и Австралийско-Новозеландский, пользующийся любовью и доверием всего Русского Зарубежья. Впрочем, иногда ему ставят в вину чрезмерную мягкость.
Почти в те же дни, что и Архиерейский Синод в Нью-Йорке, в Мансонвилле, как всегда в обстановке "непроницаемой тайны", собралась, насколько нам известно, управляющая группа корпорации ROCIE, т.е. "РПЦЗ(В)". На собраниях обсуждались методы и "способы законного отъема" церковного имущества РПЦЗ, - но теперь уже не только той его части, что была в свое время легкомысленно записана на имя митрополита Виталия (Устинова), но и повсюду, где будут организованы группы лиц, которые "от имени настоящих сторонников настоящей Зарубежной Церкви" обратятся в суды. Подробную инструкцию по такому обращению опубликовал небезызвестный П.Н.Будзилович (см.: http://www.russia-talk.com/otkliki/ot-368.htm).
Мы настоятельно рекомендуем читателям прочесть эту инструкцию как можно внимательнее, а от себя добавим, что на массированное ведение подобных имущественных дел в судах САСШ "изгнанцами", вероятно, уже получены достаточные суммы. Именно в эти полтора решающих предсоборных года кураторы, организовавшие "РПЦЗ(В)", намерены получить реальную отдачу от запущенного ими проекта. Все необходимое от престарелого митрополита Виталия уже получено: в частности, его подпись, по некоторым данным, уже стоит под документами, согласно которым "его" имущество в Монреале передается корпорации "Церковь Св. Серафима Саровского", - главой которой поставлен полностью находящийся в руках "руководящей группы" бывший архимандрит РПЦЗ Сергий Киндяков, он же - "епископ Сергий", негласно назначенный "первоиерархом РПЦЗ (В)", а не "заместителем митрополита Виталия", как об этом сообщалось минувшей осенью.
Итак, РПЦЗ придется трудно, ибо власти тех государств, на территориях которых она окормляет свою паству, с чрезвычайным неодобрением относятся к самой идее единства Русской Церкви, и, почти наверняка, поддержат "антисоветскую церковь в изгнании" во всех ее мероприятиях по расколу и уничтожению Русского Церковного Зарубежья.
В подобной ситуации все решает внутреннее согласие всей Зарубежной Церкви, - и в среде ее Священноначалия. В этой связи отметим отсутствие на зимних заседаниях Синода наиболее пререкаемой личности - епископа Бостонского Михаила (Донскова), в свое время удаленного с Канадской кафедры за попытку насильственного увоза из Мансонвилля старика-митрополита Виталия в 2001 году. В те времена многие расценили его "налет" как провокацию. Зарубежный Синод счел действия еп. Михаила недопустимыми. Тем не менее, он ограничился лишь переводом его в Россию в качестве представителя Синода. Именно в этом качестве владыка Михаил проехал по всей Руси со св. мощами преподобномучениц Елизаветы Феодоровны и инокини Варвары. Возможно, потому он и не смог отправиться на нынешние заседания в Нью-Йорк. Между тем, за четыре дня до открытия этих заседаний на сайте "Православие.Ru" появилось следующее сообщение: "Сегодня, 21 января, в псковском Спасо-Елеазаровском монастыре Божественную литургию служили архиепископ Псковский и Великолукский Евсевий и (в тексте опечатка - А.Р.) епископом Бостонским Михаилом. Сослужили им архимандрит Псково-Печерского монастыря Тихон, священники псковских церквей, сообщает ПАИ".
Авторы и публикаторы этой заметки - никак не новички и не дилетанты в церковной журналистике. Если они указывают, что епископ Михаил (Донсков) - СЛУЖИЛ ВМЕСТЕ с псковским владыкой, а ИМ (во множественном числе) сослужили такие-то и такие-то клирики - это означает, что епископ Михаил каким-то образом "преодолел" прямой запрет на совместное служение (Евхаристическое общение), каковой продолжает существовать в отношениях между РПЦЗ и РПЦ МП. Это обстоятельство постоянно подчеркивается во всех документах, о нем непременно упоминают во всех устных заявлениях сторон, обязательно говорится о путях восстановления/установления сего общения, выражается надежда, что это произойдет в относительно близком будущем и т.п.
В свою очередь раскольничьи группы и "альтернативные проекты" утверждают, что "они давно вместе служат", и на этом основании твердят об "унии" и "предательстве", призывая обеспокоенную зарубежную паству уходить от "чекистских еретиков-сергианцев" к "пожизненному первоиерарху владыке Виталию", при этом не забывая, разумеется, захватить с собой все, что плохо лежит: храмы, прицерковные участки, деньги, зарегистрированные имена корпораций...
Таким образом, странные поступки епископа Михаила (Донскова) грозят вызвать новую волну тревог в РПЦЗ, - в точности так, как его боевой рейд в Мансонвилль в 2001 году всемерно помог формированию "проекта РПЦЗ (В)".
Все это, разумеется, дело самой РПЦЗ. Мы лишь в состоянии усилить молитву, чтобы Всемогущий Господь способствовал восстановлению чаемого всеми нами Русского Церковного единства.
Андрей Рюмин, Москва, специально для Русской линии