Круглый стол по обучению заключенных основам православия состоялся в ПСТГУ

24.01.2005
Круглый стол "Миссия тюремного служения", посвященный методам и формам обучения заключенных основам Православия, состоялся 21 января в рамках XV ежегодной конференции Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ). Мероприятие проводилось в переполненной аудитории философского факультета МГУ. Круглый стол, в котором участвовали представители разных епархий Русской Православной Церкви, вел декан миссионерского факультета ПСТГУ, протоиерей Николай Соколов.
Три года назад на этом факультета был создан Центр духовной поддержки заключенных. Говоря о деятельности Центра, протоиерей Николай отметил, что созданные курсы дистанционного обучения основам Православия пользуются огромным спросом в тюрьмах и колониях. На сегодняшний день насущной является задача объединения и координации подобной деятельности в разных епархиях, для чего необходимо создать общецерковную систему дистанционного образования заключенных. Этот проект будет осуществляться на базе Центра ПСТГУ по благословению Патриарха Алексия.
В числе других задач - создание новых форм образования заключенных, разработка новых курсов (например, к имеющимся четырем курсам по основам православного вероучения и церковной жизни в Центре ПСТГУ собираются добавить курс по сектоведению), принципов оценки контрольных работ учащихся, привлечение к обучению военнослужащих - сотрудников системы ГУИН (Главного управления исполнения наказаний МВД РФ). Как отметила руководитель Центра ПСТГУ Наталья Пономарева, при очевидной востребованности подобных православных курсов в тюрьмах "дело пока плохо продвигается". Она признала, что протестантские проповедники "пока опережают" православных.
О разных формах обучения заключенных рассказали представители епархий. В некоторых из них созданы свои центры дистанционного обучения, которые опираются на программы ПСТГУ и действуют в тесном контакте и при поддержке местных властей и руководителей учреждений системы ГУИН. Выступили представители Липецкой, Вологодской, Орловской, Воронежской, Екатеринбургской, Рязанской, Санкт-Петербургской, Ярославской и других епархий. Все они отмечали интерес, с которым заключенные относятся к обучению, их серьезный подход к выполнению контрольных работ, положительные изменения в поведении обучающихся осужденных. Во многих епархиях заочное обучение заключенных сочетается с церковной практикой: посещением богослужений в тюремных храмах, участием в этих службах в качестве чтецов, алтарников и т.д., а также с личными беседами со священниками и мирянами.
Представитель Московской Духовной академии отец Никодим рассказал о нескольких поездках студентов МДА в подростковые колонии, во время которых будущие священнослужители в течение двух недель живут вместе с заключенными, занимаются катехизацией, готовят их к исповеди, причастию, крещению, демонстрируют фильмы о Православии. Выступавшие отмечали, что важнейшей духовной проблемой в общении с заключенными является побуждение их к покаянию. О том, как этого добиваются в разных епархиях, шел разговор на заседании. Так, студенты и сотрудники МДА во время своих выездов в колонии предлагают написать сочинения на "провокационные" темы (например, "Я убил - и правильно сделал: это был плохой человек" или "Я украл у богатого - и это правильно"). Некоторые выступавшие рассказывали о фильмах, которые они снимают, общаясь с заключенными. Петербургский священник Александр, окормляющий знаменитую тюрьму "Кресты", продемонстрировал газету "Православные Кресты" - единственную в России, издающуюся в следственном изоляторе.
Участники круглого стола получили возможность поделиться друг с другом своими наблюдениями, специфическими наработками в области тюремного служения. Они обсуждали, какая духовная литература и учебные пособия лучше воспринимаются заключенными, как реализовывать учебные курсы в условиях тюремной "текучки", как организовать дальнейшее обучение для прошедших весь курс и особо прилежных "пожизненных", как помочь освободившимся адаптироваться за свободе и т.д. Так, прихожанка московского храма преподобного Серафима Саровского рассказала, что в результате многолетней работы воскресных школ в подшефных колониях было подготовлено 15 алтарников, 150 чтецов, и все они, а также многие другие выпускники этих школ, выйдя на волю, могут устраиваться на работу в православные храмы, т.к. "они уже не боятся храма, а многие и что-то умеют". Участники круглого стола активно обменивались методическими разработками, списками литературы и учебными курсами.
Благовест-инфо / Православие.Ru

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий