Но что мы видим теперь, когда закон вступил в силу? В городском транспорте плачущие старушки просят разрешить им бесплатно проехать две остановки. Пенсии ведь всЈ равно не хватает на то, чтобы оплачивать проезд в городском транспорте. Добавили-то всего 600 рублей, а цены на всЈ продолжают расти непропорционально, в том числе и на оплату проезда. Еще более страшная картина, когда молодые контролеры высаживают стариков из автобусов и троллейбусов за безбилетный проезд. И все это на глазах у детей, про которых мы говорим, что у них совсем отсутствует уважение к старшему поколению!
В "общественных приемных" старикам заявляют: "Транспорт и телефон - это роскошь, можете отказаться!" А от нашей губернаторши г-жи Матвиенко мы не раз уже слышали о том, что "Петербург - город для богатых". А что будет со всеми остальными? Пускай тихо вымирают?! Не выходя из дома, без телефона, а потом может быть и без коммунальных услуг, цены-то в этой сфере чуть ли не каждый месяц растут...
Тут я припомнила разговор с настоятелем загородного монастыря, по соседству с которым нет жилых кварталов, - прихожане там только приезжие и в основном пенсионеры, еще месяц назад, когда мы говорили об отмене льгот на проезд, батюшка сказал: "Ты представляешь, что это удар по церкви?" Тогда я не поняла о чем он, - а теперь, когда увидела плачущих старушек, которым в любимую обитель нужно добираться на двух транспортах с пересадками, и за дорогу туда-обратно заплатить рублей 50 минимум, - все прояснилось.
Но дело не только в дальних приходах, хотя в глубинке в большинстве своем один храм приходится на несколько деревень, и туда пешком не дойдешь, ехать нужно. Вчера информационные агентства сообщили, что и в городских храмах резко снизилась выручка (бабушки теперь считают каждую копеечку на свечку и записочку). А ведь эти пенсионные денежки идут не только на зарплату священнослужителям, но и на выплату налогов государству...
Как тут не вспомнить гротескное описание "Комсомольской правды" Рождественского визита Президента в Городню. "Церковь была небольшая, и я впервые услышал, как Путин вместе со всеми читает молитву:
- Хлеб наш насущный даждь нам днесь, и остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должником нашим...
- Господи, никак о льготах молится, - шепотом сказала пожилая женщина. - Чтобы начальники, значит, людей не обманули...
- Я думаю, - возражал, быстро крестясь, крупный гражданин, смахивающий на фермера, - Путин молится, чтобы освободить трудящееся крестьянство от налоговой удавки".
Нам же остается только молиться о том, чтобы Господь как-то управил наши дела, если государственной власти это не под силу. У нее ведь всЈ время получается "как всегда".
Простите за несколько шутливый тон, Церковь и так всегда молится "о властех и воинстве", "да тихое и безмятежное житие поживем во всяком благочестии и чистоте". Но мятежи уже начались. Было ли такое, чтобы бунтовали пенсионеры, старики, а не молодые люди?!
И вот уже Святейший Патриарх Алексий выступил со словом примирения: "Наших сограждан, особенно тех, кто ныне переживает страдания, призываю хранить мирный дух, помогая справедливому разрешению возникших конфликтов". Не знаю как кого, но меня Заявление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в связи с проведением акций протеста в России потрясло - его можно поставить в один ряд с "печалованными грамотами" наших древних Патриархов. Святейший, как и в прежние времена, заступается за народ перед властями, просит обратить внимание на страдания конкретных людей, скрывающихся за буквой закона, он называет вещи своими именами: "Многие из наших соотечественников - пенсионеры, инвалиды, социально обездоленные люди - оказались в тяжелом положении". Предстоятель нашей Церкви говорит о начавшейся "трагедии миллионов наших сограждан - тех, кто всю жизнь трудился на благо Отечества, а сегодня нуждается в опеке и защите". И обращается к власть предержащим: "призываю действовать согласно "золотому правилу" евангельской нравственности: "Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними" (Мф. 7. 12). Лицам, ответственным за осуществление реформ, нужно быть внимательными к нуждам пожилых и неимущих людей, иногда не очень хорошо понимающих смысл нововведений. Власти в центре и на местах прошу как можно быстрее дать людям положенное им по закону и по высшему, нравственному праву". В заявлении чувствуется неподдельная отеческая боль и сострадание. Откликнуться ли на призыв Патриарха - и главное как - те, к кому оно обращено?!
А каждому из нас я предлагаю простой выход конкретного милосердия: видишь в транспорте плачущую старушку, заплати за нее, стоишь в очереди в магазине с бабушкой, которая вздыхает: "Вот теперь только хлеб и молоко каждый день, да и то не хватает. Пенсия-то маленькая, что на это купишь?". Тихонечко предложи ей добавить недостающие на покупку деньги. И так в каждом конкретном случае - может соседка твоя нуждается или дальний родственник. А главное - в этой ситуации нам нужно не забывать про своих родителей, особенно тех, кто живет отдельно от нас, детей. Это всегда необходимо исполнять, как заповедь Божию, а сейчас особенно.
Людмила Ильюнина, специально для Русской линии