Десять самых важных научных открытий уходящего года

Крупнейший американский научный журнал Science опубликовал список десяти самых важных научных открытий уходящего года:
1. Вода на Марсе
По единодушному мнению экспертов, "горячую десятку" возглавили американские марсоходы Spirit и Opportunity, вот уже 11 месяцев путешествующие по Марсу. Роботы обнаружили на Красной планете минералы, сформированные с помощью воды, и передали на Землю снимки марсианских облаков. Все это послужило убедительным доказательством того, что на Марсе некогда была вода, а значит, могла существовать жизнь.
2. "Хоббиты" с острова Флорес
Второе место досталось антропологам из Австралии. В ходе раскопок на индонезийском острове Флорес они обнаружили кости миниатюрных человекообразных существ, обитавших в этих краях 18 тыс. лет назад. Открытие Нomo floresiensis, неофициально названного "хоббитом", перевернуло все представления об эволюции человека.
3. Пятый элемент
Бронзовая медаль присуждена американским физикам, получившим фермионный конденсат, являющийся пятым состоянием вещества (остальные четыре - газообразное, твердое и жидкое, а также плазма - известны давно). По своим свойствам этот ультрахолодный газ близок к абсолютному сверхпроводнику. Если его производство удастся наладить в промышленном масштабе, это приведет к революционному перевороту в энергетике, высокоскоростном транспорте и компьютерных технологиях.
4. Полезные ДНК
После расшифровки человеческого генома перед учеными встал вопрос: почему многие участки ДНК не содержат никакой полезной информации? Только в 2004 году генетики выяснили, что на самом деле т.н. некодирующая ДНК отвечает за своевременное включение и выключение тех или иных генов.
5. Уходящая натура
В минувшем году экологи установили, что животный и растительный мир нашей планеты стремительно оскудевает. В настоящее время около трети из 5.7 тыс. видов амфибий находятся на грани вымирания. В промышленно развитых странах скоро вообще не останется бабочек и певчих птиц. Виной всему - непрекращающаяся экспансия человека и глобальное потепление.
6. Борьба с инфекциями
Эксперты Science отметили и усилия научной общественности по борьбе с особо опасными заболеваниями. В 2004 году более 90 научных фондов и других общественных организаций бились над получением вакцины от малярии и созданием лекарства от СПИДа.
7. Тайна экстремофилов
Анализируя пробы воды из древних источников, ученые разработали новую методику идентификации генов, позволяющую понять, как некоторым организмам удается выживать в самых экстремальных условиях.
8. Нейтронные пульсары
В 2004 году астрофизики открыли пару нейтронных звезд-пульсаров, чьи орбиты перекрывают друг друга. Ученые надеются, что дальнейшее их изучение позволит узнать больше о плотности вещества нейтронных звезд и прояснить некоторые аспекты теории относительности Эйнштейна.
9. Клонирование человека
Настоящий прорыв совершили ученые из Университета Сеула. В феврале 2004 года корейцам удалось осуществить первое успешное клонирование человека. Получив порядка 30 человеческих эмбрионов и вырастив их до стадии бластоцисты (зародыша, состоящего примерно из 100 клеток), из них были выделены стволовые клетки, способные образовывать ткани любого типа.
10. Универсальный растворитель
Последнее место в рейтинге заняли ученые, занимающиеся проблемой воды. Им удалось установить, что достаточно чуть-чуть изменить конфигурацию ее молекул, и обычная вода приобретет совершенно чудодейственные свойства. Ее, в частности, можно будет использовать как универсальный растворитель и т.д., пишут "Новые известия".
Известия