Международный суд ООН не стал рассматривать иски Сербии и Черногории к странам НАТО как не относящиеся к его юрисдикции 
Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Международный суд ООН не стал рассматривать иски Сербии и Черногории к странам НАТО как не относящиеся к его юрисдикции

17.12.2004

Международный суд ООН не будет рассматривать по существу вопроса иски Сербии и Черногории к восьми странам НАТО как не относящиеся к его юрисдикции. Такое решение единогласно принято судьями 15 декабря. Суд счел, что не обладает юрисдикцией в отношении исков Сербии и Черногории (бывшей Союзной Республики Югославии) против восьми государств НАТО, с которыми она обратилась в суд 29 апреля 1999 года в связи с воздушными ударами НАТО по Югославии.
Иски были поданы против десяти стран: Бельгии, Канады, Франции, Германии, Италии, Испании, Нидерландов, Португалии, Великобритании и США. После публичных слушаний 10 и 12 мая 1999 года Международный суд счел, что он не обладает юрисдикцией в отношении исков Югославии к Испании и США. На основании принятого 15 декабря решения Международный суд не будет рассматривать эти иски по существу вопроса и против остальных восьми стран НАТО.
Главной причиной такого решения суда стало то, что Сербия и Черногория, не являлась членом ООН и, соответственно, членом Статута Международного суда на момент подачи исков. Поэтому суд не мог принять иски к рассмотрению на основе параграфа 1 статьи 35 Статута, предусматривающего, что все государства - члены ООН являются членами Международного суда и могут обращаться в него для разрешения споров с другими государствами.
После распада СФРЮ членство СРЮ, а затем СиЧ в ООН подвергалось сомнениям. Поскольку 27 октября 2000 года она официально обратилась с просьбой принять ее в ООН и 1 ноября того же года была принята в эту организацию, судьи сочли, что с 1992 года по 1 ноября 2000 года эта страна не была членом ООН.
Международный суд ООН решил также, что иски СиЧ не могут быть рассмотрены на основе параграфа 2 статьи 35 его Статута, предусматривающего, что государства, не являющиеся членами ООН, могут обратиться в Международный суд, если они вместе с государствами-ответчиками являются участниками международных договоров, действовавших на момент вступления в силу Статута Международного суда.
СиЧ считала, что ее иски могут быть рассмотрены на основе Женевской Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него.
Однако поскольку эта Конвенция вступила в силу 12 января 1951 года, то есть после вступления в силу Статута Международного суда, судьи сочли параграф 2 стать 35 в данном случае неприменимым.
Международный суд также счел, что не может принять на рассмотрение иски СиЧ в отношении Нидерландов и Бельгии, на основе заключенных Югославией с этими странами соответственно в 1931 и 1930 годах договоров, предусматривавших передачу спорных вопросов в Постояннную палату международного правосудия, действовавшую под эгидой Лиги наций предшественницу Международного суда ООН.
Семь судей, присоединившись к решению, подписали отдельное заявление, в котором высказали сомнения по поводу представленного судом его обоснования, которое, по их мнению, противоречит предыдущим решениям суда. В частности, решению о том, что СиЧ может быть ответчиком в Международном суде, в связи с иском, возбужденном против нее в 1993 году Боснией и Герцеговиной, заявившей, что Белград нарушил Конвенцию о геноциде.
По мнению этих семи судей, отказ рассматривать иски СиЧ должен быть основан на том, что Югославия ранее заявила о признании юрисдикции Международного суда по отношению к спорам, возникшим после 29 апреля 1999 года, в то время, как натовские бомбардировки начались 24 марта.
Отказ же рассматривать иски на основе Конвенции о геноциде, по мнению этих судей, должен быть основан на том, что, как суд признал еще в мае 1999 года, нет доказательств того, что целью бомбардировок было умышленное уничтожение какой-либо этнической группы.
В направленном Югославией в Международный суд ООН 29 апреля 1999 года обращении отмечалось, что вышеназванные десять государств НАТО нарушили международные обязательства, запрещающие применение силы против другого государства, обязывающие не вмешиваться в внутренние дела другого государства и не посягать на его суверенитет.
Белград также обвинил страны НАТО в нарушении обязательств по защите гражданского населения и гражданских объектов, а также окружающей среды во время войны, обеспечивать свободу судоходства на международных реках; в нарушении фундаментальных гражданских прав и свобод, применении запрещенных видов оружия и в умышленном создании условий, направленных на физическую ликвидацию национальной группы населения.
Сербия и Черногория просила суд признать ответчиков виновными в нарушении вышеназванных международных обязательств и обязать их выплатить компенсацию за причиненный ущерб.
В 2000 году восемь оставшихся ответчиков представили письменные заявления с предварительными возражениями по поводу юрисдикции суда. В декабре 2002 года Югославия направила письменное заявление по поводу этих возражений. Затем слушания по вопросу юрисдикции в отношении восьми исков проходили с 19 по 23 апреля 2004 года. В ходе них стороны выступили с устными заявлениями. На основе рассмотрения всех этих материалов Международный суд ООН вынес свое решение.
РИА "Новости"



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

 

Другие статьи этого автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме