IX Андреевские чтения прошли в Библейско-богословском институте в Москве 
Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

IX Андреевские чтения прошли в Библейско-богословском институте в Москве

17.12.2004

IX Андреевские чтения провел 11-13 декабря Библейско-богословский институт св. ап. Андрея (ББИ). Эта ежегодная научно-богословская конференция была традиционно приурочена ко дню памяти святого покровителя ББИ - апостола Андрея Первозванного.
Первый день чтений открылся докладом преподавателя ББИ Евгении Смагиной "Истоки раннехристианской экзегезы". Доклад Алексея Фокина также касался раннего периода формирования церковного учения: сделав обзор древней западной эсхатологии, он подробно остановился на богословских исканиях христианского латинского поэта III века Коммодиана. Исследователь корпуса письменных памятников, связанных с жизнью апостола Андрея, Андрей Виноградов назвал свой доклад интригующе: "Каким людоедам проповедовал апостол Андрей?" Анализируя наиболее распространенный и загадочный памятник андреевской традиции - "Деяния Андрея и Матфея в городе людоедов", историк приходит к выводу, что его содержание нельзя свести к сказочной истории о чудесном обращении "высоко цивилизованных" каннибалов. В этом тексте, по мысли автора, можно обнаружить "образ полемики" ранних христиан с иудеями (III-IV вв.).
Ряд докладов был связан с русской историей. Галина Баранкова в сообщении "Стязания с латиною" митрополита Георгия..." говорила о роли митрополитов-греков на Русской кафедре в киевский период и об атрибуции одного из ранних образцов антилатинской полемики. "Была ли литургическая реформа при святителе Алексии в Русской Православной Церкви?" - этот вопрос вынес в заглавие своего доклада историк Олег Ульянов. Вслед за авторами "Православной энциклопедии" он доказывает, что в XIV веке в Русской Церкви была проведена вторая литургическая реформа (первую исследователи относят к деятельности преп. Феодосия Печерского).
Дискуссиям, которые вот уже 200 лет ведутся в России о церковном календаре, посвятил свое выступление преподаватель ББИ Владимир Хулап. Он рассказал о календарной полемике в XIX веке, о деятельности комиссии, в которой вместе работали астрономы и представители Церкви на рубеже XIX-XX вв. Констатировав, что "наш календарь неверен, западный тоже неточен", комиссия принялась за изучение идеи о выработке нового, т.н. "русского, или николаевского" стиля. Признано было, что всеобъемлющую календарную реформу целесообразно осуществить в 1920 г., но по понятным причинам она тогда не была осуществлена. Однако вопросы остались: по словам докладчика, уже в 2100 году разница между юлианским и "гражданским" календарем достигнет 14 дней, и все православные праздники сместятся на 1 день вперед.
Первый день работы чтений продолжился докладами преподавателей ББИ архимандрита Ианнуария (Ивлиева) "Богоборческие силы и "начертание зверя" в Апокалипсисе", Георгия Ястребова "Неапокалиптический Иисус: историческое обоснование и перспективы для богословия", Елены Федотовой "Проблема "красивых жен". Попытка интерпретации Быт.12; 26".
Второй день - 12 декабря - традиционно проходит как студенческий: студенты ББИ рассказывают о результатах своих научно-богословских исследований. В третий - день св. апостола Андрея - прозвучали доклады священника Петра Коломейцева "Богословские особенности современных расколов", Алексея Журавского "Holosphiros? О трактовке одного коранического термина в византийской антиисламской полемике", Алексея Юдина "Русское католичество между Востоком и Западом: проблема религиозной культуры", Ирины Языковой "Православная икона в католическом храме. Церковный постмодернизм или поиски литургического синтеза?" и другие.
Чтения завершились презентацией новых книг издательства ББИ, в частности, книги Ричарда Хейза "Этика Нового Завета". Было также объявлено об учреждении Книжного клуба ББИ.
Благовест-инфо / Седмица.Ru



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

 

Другие статьи этого автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме