И сейчас владыка продолжает свое служение людям: он выслушивает многочисленные просьбы, которые звучат у его могильного креста и в домашней молитве. Во многих домах портреты митрополита Иоанна висят рядом с иконами. Недавно Господь послал мне удивительную встречу и очередное свидетельство о народном почитании владыки. После литургии одна из прихожанок пригласила к себе домой, и там нас встретил образ чистоты и великого страдания - ее 14 летняя дочь ростом с 6 летнего ребенка, как в Евангелии называют эту болезнь - "расслабленная" и лишенная дара речи. Но глаза этого страдающего младенца сияют небесной чистотой и мудростью. Над кроваткой ее висит большой портрет владыки Иоанна, она разговаривает с ним молитвенно, без слов, и, по свидетельству матери, "владыка очень ей помогает терпеть боль и утешает". Рассказала она и конкретной, постоянной помощи в их тяжелой жизни, которую они ощущают, как совершающуюся по молитвам владыки Иоанна. Это лишь один из примеров заботы приснопоминаемого владыки об отдельных людях, ежегодно газета "Православный Санкт-Петербург" продолжает публиковать все новые и новые свидетельства о почитании Святителя. Передаются рассказы народом церковным и из уст в уста, особенно в день памяти у очереди к могильному кресту.
Но, хотелось бы особое внимание обратить на то, что нам всем необходимо, поминая митрополита Иоанна, молиться не только о самих себе, но и об Отечестве нашем. Владыка при жизни болел за Россию. Страдал от того духовного падения, которое начало совершаться на его глазах. Многие его статьи, написанные десять и более лет назад, сейчас воспринимаются, как пророческие. Он, не убоявшись сильных мира сего, называл вещи своими именами, он раскрыл глаза многим русским людям на то, что происходит в стране. И, по упокоении от земных трудов, не может тот, кто так беспокоился о судьбе России, забыть о ней, быть безразличным к тому, что сейчас происходит с нами.
Читая книги и статьи Митрополита Иоанна, снова и снова задаешь себе вопрос: почему мы, русские никогда не извлекаем уроков из нашей истории? Не вынесли уроков из опытов революции и ГУЛАГа, "клюнули на наживку" жульнических посулов так называемых "демократов": бешенная жажда денег захватила массы. Мы продолжаем заглатывать нечистоты СМИ, не отключая отвратительные передачи по ТВ и скупая "желтую прессу" - а ведь как будто бы никто не заставляет это делать? По потреблению спиртного на душу населения мы опять "впереди планеты всей", и так же почти впереди всего мира по угасанию прироста населения и детской преступности...
Там, на небесах все это не сокрыто, - как же должны страдать наши предки, наши подвижники от вырождения народа, от унижения государственности! И митрополит Иоанн, несомненно - один из многих скорбных молитвенников за Отчизну, особо близкий нам про времени упокоения.
Потому в день его памяти, молясь и за него и к нему, не забудем воздохнуть не только о себе и своих близких, но и многострадальном Отечестве нашем и обо всем народе русском. Попросим его святого заступничества перед Господом за нас грешных и неразумных. В "Слове о погибели земли русской", да и в других памятниках эпохи татаро-монгольского нашествия говорится о том, что народ сам был виноват в господстве над ним иноплеменников. Не татар винили наши предки в трагедии народа, а себя - "за грехи наши наказал нас Господь".
А когда 200 летнее иго на Руси закончилось, наши праотцы понимали, что Господь помиловал за покаяние, за молитвы великих святых, а не потому что русские сражались лучше, чем татары.
Людмила Ильюнина, специально для "Русской линии"