Однако для многих простодушных читателей заявления Коэльо о его приверженности христианству были приняты за чистую монету и потому до сих пор его книги остаются "духовным" бестселлером. А совсем недавно православный христианин Никита Михалков с восторгом высказался об "Алхимике" и сообщил о своЈм намерении создать экранизацию этого самого знаменитого романа Коэльо.
На этом фоне отрадным событием, которое впрочем прошло незамеченным, - и это очень печально, - стала публикация книги протоиерея Вячеслава Тулупова "Добрый воин Иисуса Христа против воинов Пауло Коэльо". В предисловии к книге редактор издательства "Русский хронограф" справедливо пишет: "Возможно, не стоило бы обращать внимания на Коэльо и его творчество: мало ли писателей увлекают налетом своей фантазии сынов быстротекущего века сего. Однако "Книга воинов света" по нашему мнению не должна остаться без ответа. Это произведение претендует на роль некоего религиозно-философского манифеста для людей, живущих в так называемом "постхристианском обществе".
Книга протоиерея Вячеслава Тулупова - прекрасный образец достойного ответа вызовам современности: вся она построена по принципу диалога, на каждое изречение Коэльо дается ответ, пронизанный Евангелием и святыми отцами (при этом прямые ссылки в основном отсутствуют). И что особенно ценно: ответы даются в той же стилистике, что и у Коэльо (что, кстати является одним из самых привлекательных моментов в "Книге воинов света"). Отец Вячеслав Тулупов не уступает Коэльо в уровне художественности, что доказывает, что о вере можно говорить и на современном языке, но оставаться верным Преданию. Более того, развенчание Коэльо происходит при помощи его же текстов - отец Вячеслав начинает свои максимы с прямой цитаты из "Книги воинов", но кончает противопоставлением христианской позиции - той, что провозглашается современным "властителем дум".
Приведу примеры:
"У доброго воина есть друзья. Их немного, но на них всегда можно опереться в трудную минуту.
Вот пущена стрела, и под воином падает сраженный конь. Хищные крики погони уже слышны за спиной. В этот момент каждый из друзей готов отдать воину своего скакуна.
Воину приходилось испытывать в жизни и предательства. Они тяжело ранили его сердце. Боль от них долго не проходила. Но со временем воин стал мудрее. Любя людей, он перестал вверять им свое сердце. И с тех пор предательства перестали так сильно волновать его.
Добрый воин Иисуса Христа знает, что полностью отдать свое сердце можно только Тому, Кто его создал. Сердце воина находится у Отца, Который никогда и ни в чем не предаст".
"Чем отличается обыкновенный воин от совершенного ратника? - спросили доброго воина. Он ответил: Обыкновенный боец, то нападает, то защищается, то побеждает, то проигрывает. Совершенный же всегда нападает и всегда побеждает. А лучше сказать: даже в защите нападает и даже в защите побеждает".
"Однажды два витязя на поле брани совершали чудеса воинской доблести. Любуясь их подвигами, друзья спросили доброго воина: Как считаешь, кто из них более совершен? - Тот, кто более сознает свою немощь".
В максимах отца Вячеслава Тулупова виртуозно, блестяще показана разница между мышлением категориями падшего человека, нашей гуманистической цивилизации, и новым образом видения вещей, которое приводит к тому, что мы начинаем мыслить в обратной перспективе по отношению к мудрости "мира сего". Книжка православного пастыря лишний раз подтверждает слова апостола Павла о том, что духовному всЈ доступно, а душевный (выдающий себя за духовного) не может понять мудрости Евангелия.
"На поле брани воин Иисуса Христа часто встречает воинов зла, называющих себя воинами света. Он объясняет им, что они - даже не воины, а рабы зла. На подобные слова воины зла возмущаются и отвечают, что они - свободные люди и не терпят рабства, с разнообразными проявлениями которого неустанно и повсеместно борются.
- Вы перестали отличать свободу от рабства, - сожалеет добрый воин. - Произошло это оттого, что вы ослепли. Человек, потерявший зрение, не отличает свет от полумрака и кромешной тьмы. Так и вы, будучи злы, часто именуете себя воинами света, тогда как ваш свет - непроглядная тьма. Если же око твое худо, то все тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе - тьма, то какова же тьма? (Мф.6,23) Итак, смотри, свет, который в тебе, не есть ли тьма? (Лк.11,35)
Когда исцелите свое духовное око, тогда начнете отличать свет от тьмы и воспринимать божественный свет. В его лучах вы увидите оковы своего рабства и страшный лик вашего владыки. Божественный свет даст вам возможность познать истину, истина сделает вас свободными (Ин.8,32)".
Ценность книги отца Вячеслава состоит еще и в том, что она может стать разоблачением не только "воинов света" Коэльо, но и любой теории "высшего избранничества", которые сейчас получают широкое распространение.
Книгу с интересом прочитает не только те, кто с увлечением зачитывался словесной эквилибристикой бразильского мага, но и те, кто не читал его нашумевших книг-притч. Особенно эта книжка должна понравиться молодым людям, подросткам, особенно мальчишкам. В ней провозглашается идеал воина, рыцаря, и говорится о самом главном: чтобы побеждать врагов, нужно научиться побеждать себя и знать во имя чего ты воюешь.
Людмила Ильюнина, специально для Русской линии