Теперь, когда "того же духа" документы принял осенний Архиерейский Синод РПЦЗ, можно попытаться без полемики ответить на вопрос: а кого, собственно, удалось победить отечественным и зарубежным русским Преосвященным? Неужто друг друга? Такая пиррова победа обошлась бы Русской Церкви недешево.
Собственно, все противники нашего Церковного единства применили общий метод шантажа. Делалось это просто: на разные лады повторялось, что, мол, РПЦ "одолела", "прогнула", "обвела вокруг пальца", одним словом, победила Зарубежный Синод. Ожидалось, что у и без того взволнованных и возбужденных зарубежников "займется ретивое", они поверят в то, что их Синод "победили" - и нанесут ответный удар, дабы доказать, что они не лыком шиты: уйдут, например, в какой-нибудь (из трех-четырех возможных) "альтернативный" синод. Для успеха противникам единства - были просто необходимо какие-нибудь "пораженческие решения", принятые Синодом РПЦЗ. В противном случае их дела оборачивались достаточно скверным образом. Слухи о том, что 8 октября в Троице-Сергиевой Лавре Патриарх Московский и Первоиерарх РПЦЗ "объявят о заключении унии" - закончились пшиком. А ведь даже место будто бы показывали, где это событие произойдет. Немедлено после первого пшика - последовал второй: "тайный визит в Москву для участия в Соборе Архиепископов Марка Берлинского и Илариона Австралийского", которых "уже видели в аэропорту" - не имел, так сказать, места. Последней по времени перед началом заседаний Синода РПЦЗ провокацией оказались сообщения о "новом суде МП с целью захвата Свято-Троицкого собора в Буэнос Айресе". Обман был разоблачен, последовало заявление ОВЦС, но своего ненавистники Русской Церкви отчасти достигли. "Взбаламученное море" чад Зарубежной Церкви с подозрительностью и опаской дожидались заседаний своего Архиерейского Синода.
Но Зарубежный Синод принял решения столь же спокойные, уверенные и сдержанные, что и Собор в Отечестве. И все стало на свои места.
С самого начала делались попытки, так сказать, замельчить великую духовно-историческую суть происходящего в Русской Церкви: ее некогда разрозненные, разобщенные части, как будто даже вопреки желаниям и намерениям ключевых участников событий - наконец-то двинулись навстречу друг другу. На то, как мы воочию видим теперь, есть воля Божия. А супротивники наши все суетятся, замышляют тщетное, пытаются представить волю Божию - "политической волей" каких-то сил в том или ином Синоде. Отсюда и расуждения о том, как скоро кого "проглотят". Беда, что мы и сами иногда поддаемся на этот низовой тон, наведенный буквально дюжинами "альтернативных" аналитиков и политтехнологов. Вот-вот завтра! Нет, еще вчера объединились, но пока не сообщают! А мы, в результате, горячо дискутировали о том, хорошо ли, что "уже все подготовлено", и кто именно - в Отечественной и/или Зарубежной Церквах - "препятствует тому, чтобы объединение состоялось как можно скорее". Нас все время пытались заставить смотреть на часы, преимущественно на секундную стрелку.
Сегодня устойчивый тандем Соборных постановлений и решений Синода РПЦЗ переводит процесс восстановления единства в Русской Церкви из невместной ему области сиюминутных политических всплесков - в духовно-историческое пространство, где только и могут совершаться деяния подобного разряда. Но не забыты времена и сроки. Согласно решениям Зарубежного Синода, документы, разработанные комиссиями, - и те, которые только еще будут ими разработаны, - представляются на рассмотрение Архиерейскому Собору Русской Зарубежной Церкви, который, предположительно, состоится в ближайшие два года. По сведениям, полученным нами из Нью-Йорка, такой Собор не будет созван раньше Пасхи 2006 года. Затем, вероятнее всего, будет созван Всезарубежный Собор. Подготовка к его созыву может занять до года, а то и больше. Все это, в общем, укладывается в условные пределы четырех межсоборных лет в Отечественной Церкви. Но при условии, что, с одной стороны, работа встречных комиссий пойдет столь же успешно, как она, вроде бы, шла до сих пор, а с другой - никто не станет пытаться втиснуть процесс сближения в какие-то умозрительные временные рамки, о чем мы уже писали прежде.
И здесь роль церковного народа в Отечестве, наше соборное мнение могут сыграть значительную роль. Нам следует помнить, что наши зарубежные собратья, по обстоятельствам своей исторической реальности, как это не покажется нам парадоксальным, в значительно большей мере, чем мы, были подвержены "промывке мозгов", и воздействие идеологии холодной войны было на них более сильным и целенаправленным. Они как бы оказались доверчивее нас. Или качество пропаганды, на них обрушенной, было повыше. Так или иначе, но многие из них и вправду боятся "соединения с красной церковью, которую создал Сталин в 43-м году". И смеяться над этим жестоко и глупо. И сейчас "альтернативная" PR-машина, действующая в Русском Зарубежье, старательно добирается буквально до каждого прихожанина: интернетом, телефонным звонком, письмом, призывающим "хранить заветы Зарубежной Церкви", "не допускать в свои храмы московских иуд", распространением всяческих приходских слухов.
Мы должны знать, что Русская Зарубежная Церковь исторически в плане административном организована несколько на манер "содружества независимых приходов". При такой ситуации достаточно организованная и злонамеренная группа может провоцировать локальные "приходские бунты". А ведь храмовые здания часто принадлежат не Архиерейскому Синоду РПЦЗ, а приходской корпорации. И к таким бунтам, да еще с обращением в гражданские суды, чтобы те "помогли спасти наши храмы от перехода в сергианско-экуменические руки" сегодня настойчиво склоняют зарубежных прижожан на всех континентах, где только существуют приходы РПЦЗ... Кого-то уж очень пугает Русское Церковное единение. А лучший способ приостановить его - искусственное "форсирование" процесса сближения, что может вызвать раскол в Русской Зарубежной Церкви.
Отечественным и зарубежным Преосвященным, насколько можно об этом судить по документам Собора и Синода, действительно удалось, с Господом Воинств, одержать победу над собственной неуверенностью в правоте предпринятых до сих пор шагов, победить культурную взаимоотчужденность, что позволило обеим сторонам достичь того положения, при котором уже не страшна необходимость действовать лишь с той скоростью, которая диктуется только внутренним ходом совершаемого великого Церковного деяния, а не внешними окриками "поскорее!" или, напротив "помедленней!"
Я бы сказал, что это победа не постепенности, а степенности. Пожалуй, это именно то, что сейчас нужно.
Андрей Рюмин, специально для "Русской линии"