В этом году немногочисленные политические организации, объединившиеся под эгидой Всетатарского общественного центра (ВТОЦ) обещали вывести на улицы Казани от десяти до ста тысяч человек, но в последний момент "сошлись" на пяти тысячах. Однако реально им удалось собрать всего лишь 300-500 человек (главным образом, людей пенсионного возраста). Как и в прежние годы, после часового митинга небольшая колонна демонстрантов, сопровождаемая милицией, продефилировала под чтение мусульманских молитв и возгласы "Азатлык!" ("Свобода!") по улицам города от одной из центральных площадей до Кремля, где был совершЈн поминальный намаз, передаЈт наш собственный корреспондент из Казани.
При этом заявленной мощной акции протеста против политики центра у татарских националистов явно не получилось. Одной из причин столь "печального" исхода стала пропутинская позиция президент Татарии Минтимера Шаймиева, которому в настоящее время - в видах дальнейшего продления своего пребывания на посту главы республики - нет никакой необходимости будоражить Кремль очередными демонстрациями "непреклонного стремления татарского народа" к государственной самостоятельности.
ОпределЈнная "политкорректность" неожиданно оказалась свойственна в этот раз и самим татарским националистам, которые, хотя и поминали в резких выражениях в своих выступлениях на митинге "нечестивых" русских царей (от Ивана Грозного до Владимира Путина) и тлетворное влияние на татар "русских колонизаторов", но в официально принятой резолюции старательно избежали каких-либо упоминаний столь неприятного для них этнонима.
"452 года назад, - говорится, в частности, в резолюции "митинга общественности Татарстана", - пали последние воины, защищавшие Казань - столицу независимого Татарского государства. Это было самое трагическое событие в многовековой истории татарского народа, ибо захватившие Казань войска московского царя Ивана IV в последствии утроили (так в тексте - РЛ) самую настоящую резню мусульманского населения Поволжья. В результате колониального геноцида, продолжавшегося почти два столетия, были истреблены сотни тысяч коренных жителей обширного региона Восточной Европы. Это преступление колонизаторов совершалось с благословения и при прямом участии православной церкви, провозгласившей "крестовый поход против басурман". В исторической памяти татарского народа эта трагедия запечатлена навсегда. И эта память священна, ибо народ, утративший историческую память, перестаЈт быть народом. Также, каждому народу хочется верить, что у него есть не только прошлое, но и будущее. За это отдавали свои жизни наши предки".
Исходя из данных умозаключений, участники митинга выдвинули следующие требования, адресованные как центральному, так и местному руководству:
"1. Принять немедленные меры по увековечению памяти героических защитников Казани. В тысячелетней истории Казани события 1552 года, безусловно, занимают центральное место. Это должно найти достойное отражение в официальных мероприятиях, связанных с тысячелетием татарской столицы.
2. Прекратить недостойные игры вокруг так называемой иконы Казанской богоматери, история которой прямо связана с колониальным порабощением и унижением татарского народа. Неприличное поведение отдельных руководителей города и республики оскорбляет национальное достоинство татар и попирает религиозные чувства мусульман, историческую память народа. Мы вправе потребовать отставки этих деятелей.
3. Прекратить грабительские выплаты Москве! Нет колониальным налогам! Мы настаиваем на одноканальных межбюджетных отношениях с так называемым федеральным центром. Нет колониальной вертикали Путина!
4. Восстановить Конституцию Татарстана в редакции 1992 года и настаивать на равноправных отношениях с Россией в рамках возможной Евразийской конфедерации".
Следует отметить при этом, что широкая общественность республики, привыкшая к ещЈ более резким заявлениям ВТОЦ, вряд ли отреагирует на столь "смелые" призывы. Думается, что в первую очередь они рассчитаны на "свободную" прессу и западных радетелей за соблюдение Россией "норм демократии", у которых в республике имеется достаточно много тайных поклонников (в том числе и на высоком властном уровне). Видимо поэтому татарские националисты, несмотря на публичные признания некоторых их лидеров в дружеских отношениях с чеченскими "моджахедами", и держатся до сих пор "про запас" в местной политической обойме.
Впрочем, царя Ивана Васильевича Грозного и его воинство вспоминали в последние дни не только татарские националисты. Так 9 октября их поминали в своих молитвах члены прихода НерукотворЈнного Образа Спасителя, действующего при Храме-памятнике воинам, павшим при взятии Казани в 1552 году. А в день, когда наследники Казанского ханства в очередной раз "штурмовали" Кремль, они, совместно с представителями русской общественности, провели уборку территории храма, под которым находится склеп, периодически оскверняемый "неизвестными лицами", и братская воинская могила.
Не остался в стороне от оценки личности первого русского Царя и архиепископ Казанский и Татарстанский Анастасий (Меткин), участвовавший в недавнем Архиерейском Соборе. В опубликованном 13 октября в казанской газете "Время и деньги" интервью он вполне определЈнно высказался по поводу предложений о канонизации Ивана Грозного и Григория Распутина, заявив, что таковые выдвигает неизвестно кем финансируемая "группа, которая работает на раскол Церкви" и "занимается определЈнной негативной деятельностью". "Как можно, - подчеркнул архиепископ Анастасий, - канонизировать Ивана Грозного, который своими собственными руками убил митрополита Филиппа и многих людей? О Распутине я вообще не хочу говорить, это страшная личность".
Учитывая, что данное заявление прозвучало в преддверии очередного "Дня памяти защитников Казани", на котором демонизированная фигура Царя Ивана Васильевича Грозного вновь символизировала звериный облик "русских захватчиков", остаЈтся лишь догадываться, чего хотел добиться казанский владыка нарочитой демонстрацией своей религиозно-исторической "политкоректности".