В пресс-релизе, выпущенном 6 июля, министерство религий Республики Сербия проинформировало публику, что им подготовлен законопроект о религиозной свободе, церквах, религиозных общинах и религиозных ассоциациях с позиции установления верховенства закона и функциональных публичных институтов, а также для определения отношений между государством и Церквами в рамках одного закона и демократическим путем.
Хотя указанный законопроект требует глубокого критического исследования, особенно в тех разделах, где регулируются отношения между Церковью и государством, Хельсинкский комитет по правам человека в Сербии намерен в данный момент привлечь публичное внимание к одному положению, которое, с точки зрения комитета, наилучшим образом иллюстрирует неясность концепции данного закона.
Статья 17 законопроекта предусматривает, что священники и церковные иерархи будут обладать иммунитетом, предлагаемым членам парламента и судьям. Только Верховный суд Сербии будет в состоянии лишить их этой привилегии в том случае, если прокурор предоставит юридически обоснованные предложения для такого шага.
Иммунитет, придаваемый церковным чиновникам, явно нарушает принцип отделения Церкви и государства, провозглашаемый статьей 41 Конституции Республики Сербия и статьей 27 Хартии прав человека, меньшинств и гражданских свобод, и вводит четвертое измерение - церковную власть - в троичное разделение властей на законодательную, судебную и исполнительную.
Современная юриспруденция признает иммунитет суверенов (которым обладают глава государства, премьер-министр и министры, король и т.д.), иммунитет членов парламента, дипломатический иммунитет, иммунитет судей и прокуроров. Иммунитет, предоставляемый главе государства, премьер-министру, министрам и членам парламента в рамках Конституции Республики Сербия, подразумевает, что эти лица не могут быть арестованы без разрешения Народной Ассамблеи, или правительства, когда на ковер вызываются премьер-министр или министры, если только эти лица не были пойманы в момент совершения преступления, которое наказывается заключением на срок более 5 лет. Без разрешения Народной Ассамблеи, или правительства, уголовное преследование, которое может привести к заключению в тюрьму, не может быть начато против персон, обладающих иммунитетом.
По Сербской Конституции область действия такой привилегии, даруемой судьям и прокурорам, находится ниже той, которой располагают представители законодательной и исполнительной власти. А именно, только Народная Ассамблея способна решать, могут ли судьи и прокуроры быть подвергнуты уголовному заключению, на основании проведенного в их отношении расследования в связи с преступлениями, совершенными в рамках их профессиональных возможностей.
Хотя статья 17 законопроекта не определяет тип иммунитета, даруемого священникам и церковным иерархам, поскольку они не могут, очевидно, обладать той же степенью иммунитета, как члены парламента или судьи, следует все же обратить внимание на тот факт, что принятие решения как такового предполагается отдать Народной Ассамблее.
Если такое предложение будет принято, то оно не только придаст Церквам и, в частности, Сербской Православной Церкви как доминирующей, атрибуты светской власти, но будет также беспрецедентным шагом в юриспруденции и правоприменительной практике современных государств, говорится в заявлении Хельсинкского комитета по правам человека в Сербии, опубликованном 23 июля в Белграде.
Портал-Кредо.Ru