Говоря о работе руководимого им старейшего реставрационного государственного учреждения, Алексей Владимиров подчеркнул, что ВХНРЦ, созданный в 1918 году академиком Игорем Грабарем, за все годы своего существования занимался спасением и реставрацией церковного наследия. В 1934 году центр был закрыт "за помощь Церкви", а знаменитые реставраторы, открывшие миру творчество Андрея Рублева - Анисимов и Кириков - расстреляны. После восстановления ВХНРЦ в 1944-м благодаря его реставраторам были спасены многочисленные памятники живописи, иконописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, пострадавшие во время Великой Отечественной войны. В советское время в ВХНРЦ поступали музейные вещи со всей страны, а реставраторы проводили большую часть рабочего времени в командировках, где они на местах восстанавливали иконостасы, фрески,церковную деревянную скульптуру.
Как рассказал Алексей Владимиров, начиная с 90-х гг. сотрудничество ВХНРЦ с Русской Православной Церковью (РПЦ) стало еще более тесным. Так, сотрудники ВХНРЦ отреставрировали ряд икон из действующих московских храмов, а другие иконы были написаны заново (две большие храмовые иконы для Сретенского монастыря, копия с древнего образа святителя Николая для Николо-Угрешского монастыря, иконы для храма св. Николы в Пыжах, целый иконостас и храмовую икону для храма св. Екатерины на Всполье и т.д.). Более того, сотрудники ВХНРЦ вели преподавательскую работу в Православном Свято-Тихоновском богословском институте (ПСТБИ) - на факультете, деканом которого является протоиерей Александр Салтыков, искусствовед по светскому образованию, в советское время - сотрудник Музея древнерусской культуры им.Андрея Рублева, ныне - настоятель прихода Воскресения в Кадашах. Студенты ПСТБИ, будущие реставраторы, готовили свои дипломные работы на базе ВХНРЦ. Как с сожалением сообщил Алексей Владимиров, после того, как противостояние прихода и реставраторов вошло в "жесткую фазу", это сотрудничество пришлось свернуть. Директор не может найти объяснение тому факту, что инициатором "захватов", которые происходили уже не раз, является не "темный, необразованный батюшка", а специалист по древнерусскому искусству, "который не может не понимать ценности хранящихся в отделах памятников и угрозы для них": прихожане не пускают реставраторов к вещам, которые инцидент застиг на той или иной стадии обработки ("ценнейшие церковные ткани вообще там на булавочках, они могут разрушиться").
Считая более невозможными переговоры с "захватчиками", которые, по словам директора ВХНРЦ, "агрессивны и на контакт не идут", Алексей Владимиров обратился к священноначалию РПЦ и в Министерство культуры. Вспоминая опыт прежних "захватов" ("из собора Сретенского монастыря нас выгнала община о. Георгия Кочеткова, а стычки с прихожанами о. Александра Салтыкова из-за Кадашей начались еще в конце 90-х гг."), Владимиров надеется, что конфликт удастся разрешить и на этот раз, а государственные органы, обязанные предоставить ВХНРЦ другие помещения, наконец сделают это. Говоря о себе как о человеке верующем, директор центра выражает крайнее сожаление по поводу того, что прихожане Воскресенского храма "компрометируют Церковь, ведут "православный газават".
Портал-Кредо.Ru