На поверхностный взгляд, этот конфликт может показаться немногим больше, чем внутрисемейная драма в относительно небольшой этнической церкви. Однако этот спор во многих отношениях отражает важные расхождения по вопросу о том, что значит быть православным в Америке, когда прихожане Нового Света утрачивают связь с властями в Старом. Он также явно отложит исполнение долго вынашивавшейся мечты о единой, автономной, мульэтничной Павославной Церкви в Северной Америке, которая объединит православных верующих, распределенных сейчас между 9 разными Церквами.
Взаимоотношения ухудшились в феврале, когда 34 члена архиепископии в США подали иск, что остановить введение нового церковного устава, или конституции, которая, как они настаивают, не является той, какую они одобрили на последней ассамблее Церкви в 2002 году. Сейчас, как говорят миряне, церковные лидеры начали бой. Члены общества мирян "Orthodox Christian Laity" (OCL) заявляют, что два его представителя получили отказ на просьбу об участии в Конгрессе клириков и мирян 25-30 июля, а всей группе отказано в месте для выставки. В дополнение к этому, они обвиняют церковных лидеров в попытке через внесение поправок в последнюю минуту все-таки ввести в действие спорного устава, и что делегатам не дали достаточно времени разобраться в 52 страницах новых установлений. "Все выглядит так, как будто весь Конгресс проходит без всяких правил. Они просто подгоняют все, - заявил исполнительный директор OCL Джордж Мацокас (George Matsoukas). - Просто гоняют нас по кругу".
Между тем церковные иерархи не особенно сочувствуют этой группе, которую они считают кучкой пропагандистов-неудачников, которых всегда что-то не устраивает. "Наши сердца дружно кровоточат", - без всякого смущения говорит заведующий канцелярией архиепископии епископ Савас.
Устав, принятый в 2002-м в Лос-Анджелесе позволял мирянам в США по крайней мере минимальное вмешательство в избрание архиепископов, и очерчивал сферу влияния Церкви в США на свои собственные дела. Вселенский патриарх Варфоломей I отказался признать большую часть этого устава и "даровал" в 2003 году пересмотренный вариант, который предусматривает большую часть управления перенести за океан от США. Церковные лидеры утверждают, что новый устав - пятый с 1921 года - является теперь обязательным и официальным.
Епископ Савас говорит, что Церковь США дала рекомендации, которые затем были рассмотрены патриархом Варфоломеем I. "У него есть прерогативы не принимать эти предложения", - говорит он. Миряне подали в суд по поводу корпоративного обмана и просили судью заставить ахиепископию продолжать действовать по прежнему уставу 1997 года. Рассмотрение этого иска все еще ожидается, так как архиепископия обратилась с просьбой снять его.
Два заявителя, включая президента OCL Питера Хайкалиса (Peter Haikalis), отказывают собранию в Нью-Йорке в полномочиях. Церковные лидеры заявляют, что податели иска не умеют "уважать и быть послушными экклезиальному авторитету Святой Церкви. "Если подать в суд на организацию, разве можно входить в правящий орган этой организации? Можно оставаться добропорядочным ее членом? - говорит Савас. - Это называется 'мозгов совсем нет'".
Члены OCL намерены просить о двухлетней отсрочке введения в США нового набора "Единых приходских правил", сопутствующих актов, которые вводят в действие устав и управляют повседневной жизнью 1,5-миллионной Церкви. "Нельзя делать второй шаг, пока не получено одобрения первого, - говорит Мацокас. - Они толкают телегу впереди лошади". Они также хотят получить больше информации о тех 1,5 млн долларов, которые были истрачены за три года руководством Церкви по случаям сексуальных домогательств священнослужителей. "Многие хотят узнать, что же произошло и кто были эти священники", - говорит член OCL из Балтимора Питер Марудас (Peter Marudas).
По большому счету, говорят мирские активисты, разразившийся спор отдаляет влиятельных прихожан. Они также опасаются, что концентрация власти в Стамбуле помешает предполагаемым планам создания самоуправляемой православной юрисдикции, которая связывала бы девять больших этнических Церквей в США.
На прошлой неделе Антиохийская православная христианская Архиепископия Северной Америки одобрила свою автономию. В соответствии с результатами голосования в Питтсбурге большая часть принятия решений проходит в США, однако позволяется некоторое вмешательство со стороны базирующейся в Сирии Церкви-матери.
Портал-Кредо.Ru