Основанию Кестонского института в 1969 году предшествовала поездка англиканского священника Майкла Бурдо в Советский Союз в самый разгар хрущевской антирелигиозной кампании в середине 60-х. Встреча с православными в СССР, которые попросили его стать "их голосом" на Западе, стала для о. Майкла поворотным моментом и побудила его к созданию исследовательского центра, который со временем стал изучать религиозную ситуацию не только в Советском Союзе, но и в других социалистических странах. Свое название - Кестонский - институт получил по имени деревушки к югу от Лондона, где разместилась группа единомышленников.
По словам Ксении Деннен, с самого начала они руководствовались принципом защиты прав каждого человека на исповедание религиозных убеждений и ставили перед собой следующие задачи: сбор достоверной информации о положении верующих в СССР и других соцстранах, распространение этой информации, публикация документов.
В начале 70-х гг. институт стал издавать академический журнал "Религия и коммунистические страны" (позже он получил название "Религия, государство и общество"). Особое внимание в деятельности Кестона уделялось положению верующих в местах лишения свободы и сотрудничеству с организацией "Международная амнистия". Как упомянула президент института, Кестон был отнесен советскими спецслужбами к числу пяти "самых опасных западных антисоветских организаций".
До перестройки "мы были гласом безгласных", говорит Ксения Деннен. Но и после 1988 года нападки на Кестон продолжались. В настоящее время Кестон по-прежнему ставит перед собой исследовательские задачи, но теперь уже исследуется положение религиозных организаций в посткоммунистическом обществе.
Новый директор института Петерлин Даворин рассказал о том, что теперь Кестон работает на базе колледжа Оксфордского университета. Шесть сотрудников продолжают изучение религиозной ситуации в бывших коммунистических странах, а также на Кубе, в Северной Корее и Китае.
Результаты исследований Кестона востребованы различными организациями; институт издает два журнала, разрабатывается курс для школьников, готовится обзор современной религиозной ситуации в Европе. Директор института рассказал присутствующим о перспективах работы Кестона.
В России Кестон поддерживает издательский проект - энциклопедию "Современная религиозная жизнь в России". Руководитель проекта Сергей Филатов представил два вышедших тома издания, посвященных православным деноминациям (1-й том) и протестантизму (2-й том). Он рассказал об особенностях работы над энциклопедией, о выработке методологии исследования, в основе которого - интервью с представителями религиозных организаций по всей России. Александр Огородников, который много лет сотрудничал с Кестонским институтом в 70-е годы, вспомнил, что для верующих в СССР Кестон был "маяком в сумраке тоталитаризма". По определению А. Огородникова, Кестон нашел свою нишу - он поставляет "самую объективную и проверенную информацию" о религиозной ситуации. Он отметил влияние института на "плеяду активных христиан в России, которые благодаря ему смогли вступить в диалог с христианами на Западе".
Благовест-инфо / Agnuz