На киноэкране участникам семинара были представлены рекламные клипы, ролики, созданные на основе священных символов. Так, изображение на иконе святого Николая Угодника на рекламном проспекте трансформировалось в Деда Мороза, а затем в Санта Клауса с бутылкой кока-колы в руках. Этот же напиток был представлен и в экспонате выставки "Осторожно, религия!", проходившей 14-18 января 2003 года в Москве в Музее и общественном центре имени А.Сахарова: на фоне рекламы кока-колы была помещена икона Спасителя с надписью "СиЈ есть кровь моя". Сопоставление иконных образов и рекламной продукции вызвало противоречивую реакцию в зале. Так, заслуженные сотрудники отдела древнерусской живописи ГТГ выражали крайнее негодование по поводу избранной парадигмы исследования. Священник Борис Михайлов, будучи искусствоведом по образованию, настаивал на том, что сравнение рекламы с иконой - "методологический просчет". Он утверждал, что современная реклама "выросла из обносков абстракционизма", который, в свою очередь, в начале ХХ века обнаружил и изобразил "реальность падших духов".
Многие участники семинара поддержали авторов концепции. Представитель миссионерского отдела Московского Патриархата протоиерей Сергий Попов выразил озабоченность "агрессивным воздействием антихристианских визуальных образов", которые растиражированы не только в рекламе, но и в интернете и особенно пагубно влияют на молодежь. По его мнению, данный исследовательский проект помогает расшифровать визуальный язык современности, осознать подмену смыслов и ценностей. Заинтересованность проектом выразили также священник Валерий Степанов, директор православных курсов "Содействие" Павел Кондратьев, сотрудники методического отдела ГТГ, работающие с детьми. Ведущий презентации, ответственный секретарь газеты "Церковный вестник" Сергей Чапнин пояснил, что появление концепции вызвано прежде всего "миссионерской озабоченностью". По его словам, "похищение священных образов" в современной рекламе представляет собой огромную опасность, которой надо поставить заслон: чтобы реклама "не проникала так глубоко", надо разработать методологию оценки визуальных образов и приемов и использовать ее при работе в воскресных школах, вузах, а также знакомить с ней заинтересованных создателей рекламной продукции. "Наша задача, - подчеркнул Чапнин, - показать, как жить в этом мире, оставаясь христианином и помогать другим быть христианами". Касаясь телевидения, он задал вопрос: почему нет социальной рекламы, направленной на помощь нуждающимся, заботу о детях-сиротах, защиту природы? Это должно быть и делом Церкви.
Благовест-инфо ./ Седмица.Ru