Семинар "Образные системы: от иконы до рекламы" прошел в Москве 
Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Семинар "Образные системы: от иконы до рекламы" прошел в Москве

03.05.2004

Мультимедийная презентация-семинар "Образные системы: от иконы до рекламы" состоялась в конференц-зале Государственной Третьяковской галереи (ГТГ). Проект является результатом работы организованной в рамках Издательского совета Русской Православной Церкви исследовательской группы по изучению проблем образа и образных систем в современном мире. Концепцию представили автор - иконописец Павел Бусалаев и ответственный секретарь газеты "Церковный вестник" Сергей Чапнин. Семинар проводился в рамках подготовки к Первому фестивалю православных средств массовой информации. Впервые материалы исследования были представлены в Храме Христа Спасителя в рамках XI Рождественских чтений. Излагая свою концепцию, Павел Бусалаев исходил из того, что транснациональная экономика с ее ценностями претендует на место религии в мировоззрении человека, а реклама стремится занять доминирующую позицию в организации социо-культурного пространства. Осознанно или нет, создатели рекламы используют "общие законы выражения священного", которые присутствуют в культурах разных времен и народов. Наиболее полное выражение, по мнению Павла Бусалаева, эти законы обрели в символическом языке средневековой иконописи. Поэтому можно говорить об "узурпации" этого сакрального языка для наиболее эффективного проникновения рекламных образов в "подсознательное" нашего современника. Автор концепции доказывает это на многочисленных примерах: в "профанном пространстве рекламы" существуют свои псевдо-таинства, псевдо-заповеди, а принципы обратной перспективы, пространственно-временного континуума иконы, символическое понимание цвета и света используется для продвижения очередного брэнда.
На киноэкране участникам семинара были представлены рекламные клипы, ролики, созданные на основе священных символов. Так, изображение на иконе святого Николая Угодника на рекламном проспекте трансформировалось в Деда Мороза, а затем в Санта Клауса с бутылкой кока-колы в руках. Этот же напиток был представлен и в экспонате выставки "Осторожно, религия!", проходившей 14-18 января 2003 года в Москве в Музее и общественном центре имени А.Сахарова: на фоне рекламы кока-колы была помещена икона Спасителя с надписью "СиЈ есть кровь моя". Сопоставление иконных образов и рекламной продукции вызвало противоречивую реакцию в зале. Так, заслуженные сотрудники отдела древнерусской живописи ГТГ выражали крайнее негодование по поводу избранной парадигмы исследования. Священник Борис Михайлов, будучи искусствоведом по образованию, настаивал на том, что сравнение рекламы с иконой - "методологический просчет". Он утверждал, что современная реклама "выросла из обносков абстракционизма", который, в свою очередь, в начале ХХ века обнаружил и изобразил "реальность падших духов".
Многие участники семинара поддержали авторов концепции. Представитель миссионерского отдела Московского Патриархата протоиерей Сергий Попов выразил озабоченность "агрессивным воздействием антихристианских визуальных образов", которые растиражированы не только в рекламе, но и в интернете и особенно пагубно влияют на молодежь. По его мнению, данный исследовательский проект помогает расшифровать визуальный язык современности, осознать подмену смыслов и ценностей. Заинтересованность проектом выразили также священник Валерий Степанов, директор православных курсов "Содействие" Павел Кондратьев, сотрудники методического отдела ГТГ, работающие с детьми. Ведущий презентации, ответственный секретарь газеты "Церковный вестник" Сергей Чапнин пояснил, что появление концепции вызвано прежде всего "миссионерской озабоченностью". По его словам, "похищение священных образов" в современной рекламе представляет собой огромную опасность, которой надо поставить заслон: чтобы реклама "не проникала так глубоко", надо разработать методологию оценки визуальных образов и приемов и использовать ее при работе в воскресных школах, вузах, а также знакомить с ней заинтересованных создателей рекламной продукции. "Наша задача, - подчеркнул Чапнин, - показать, как жить в этом мире, оставаясь христианином и помогать другим быть христианами". Касаясь телевидения, он задал вопрос: почему нет социальной рекламы, направленной на помощь нуждающимся, заботу о детях-сиротах, защиту природы? Это должно быть и делом Церкви.
Благовест-инфо ./ Седмица.Ru



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

 

Другие статьи этого автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме