Название этого "журнала для верующих, неверующих и знающих" происходит из взятых лозунгом строк Александра Пушкина: "Да здравствуют музы, да здравствует разум! Да здравствует солнце, да скроется тьма!". Издание призвано "разбудить разум, отразить наступление мракобесия", то есть к цели достаточно широкой, однако публикуемые статьи ориентированы, в основном, на противников "империалистической глобализации".
В обоснование необходимости нового атеистического издания редакционная статья напоминает, что российское атеистическое движение после 1991-го начинало свою работу публикациями на сайтах "Научный атеизм", "Атеистический сайт" и некоторых журналах, например, в издающемся Российским гуманистическим обществом журнале "Здравый смысл" и альманахе "До востребования". После организации Атеистического общества Москвы (АТОМ) и "Общества атеистов Подмосковья" началось издание "Атеистических листков" и журнала "Новый безбожник" как спецвыпуска журнала "Просвещение". Раскол атеистического сообщества привел к появлению двух новых журналов: "Скепсис", издание которого финансирует известный рок-критик Илья Смирнов, участник первых самиздатских проектов "Зеркало" и "Ухо", и редактор знаменитого "Урлайта", и "Нового безбожника" с новой редакцией. Новый редакционный коллектив отказался от дальнейшего сотрудничества с "Союзом атеистов", а доступ к журналу "Скепсис" весьма ограничен, отсюда и возникла потребность в издании "Света разума", хотя в полиграфическом исполнении этот журнал явно уступает первым проектам. Стоит отметить, что и в подборе статей здесь ощущается известный дефицит: в частности, статья Евгения Шацкого "Религиозный аморализм", посвященная историческим фактам сожжения и пыток "еретиков", вполне могла бы быть фрагментом его же "Террора Русской Православной Церкви", опубликованной в только что вышедшем третьем номере "Нового безбожника", а помещенный в "НБ" "народный" перевод сатирической зарисовки Адриана Барнета "Письмо Хэнка" на страницах "Света разума" растянут в изобилующий стилистическими погрешностями рассказ, автором которого обозначен Исмихай ВикфЈ. Значительную часть публикаций составили материалы секции "Тенденции развития религии и атеизма в связи с процессами империалистической глобализации" международной научной конференции "Альтернативы глобализации: человеческий и технический потенциал России", состоявшейся в Москве 22 июня 2002 года. Впрочем, документы из материала "Мракобесие в государственном образовании", помещенные в "Новом безбожнике" N3, удачно дополняет публикуемое "СР" обращение движения "За права человека" о необходимости объединения усилий для защиты светского характера государственного образования.
Во всяком случае новый, третий издающийся в Москве, атеистический журнал окажет явную помощь в проведении границ между "атеизмом пролетарским", который, по мнению главного редактора, является частью пролетарского интернационализма, и "атеизмом буржуазным" как проявлением "процессов империалистической глобализации". Таким образом атеизм перестанет ассоциироваться только со временами большевистских гонений на верующих всех конфессий.
Портал-Credo.ru