В нем приняли участие 11 "архиереев", представляющих пять "ветвей" ИПЦ. Собор прошел по инициативе "митрополита" Московского Рафаила (Прокопьева) - директора клиники св. Иоанна и председателя "Священного Синода" Русской Соборной Истинно-Православной Церкви (РСИПЦ).
С докладом на соборе выступил "митрополит" Рафаил, изложивший вероучение ИПЦ и ее социальную доктрину. Касаясь вопросов литургической жизни церкви, он призвал сделать "более обильным" чтение Священного Писания, а также поощрять народное пение за богослужением. "Митрополит" призвал избавить от "исторической недостоверности" жития святых. Основой объединения ИПЦ, происходящего на Соборе, глава РСИПЦ назвал уважение и признание "многообразия литургических обрядов и даже богословских изысканий" Церквей-членов. Говоря о диалоге с иными Церквами (в том числе, неправославными), "митрополит" Рафаил призвал поставить в центр этого диалога "учение о Вечере Господней". Докладчик особо выделил свою готовность к диалогу с Русской Православной Церковью (РПЦ) и со старообрядческими Церквами.
Касаясь социальной проблематики в представлении ИПЦ, "митрополит" Рафаил призвал каждого православного христианина брать на воспитание брошенных детей, церковные общины организовывать по образу трудовых коммун, а миссионерскую деятельность вести по образцу "Свидетелей Иеговы" - "от дома к дому, от двери к двери". Основной принцип отношений ИПЦ с государственной властью глава ИПЦ определил так: "Свобода Церкви - основа ее отношений со всяким гражданским строем". В заключение "митрополит" подверг критике священноначалие РПЦ за внедрение в общественное сознание понятия "каноническая территория".
С докладом о насущных задачах церковной жизни объединенной ИПЦ выступил управляющий делами Российской Истинно-Православной Церкви (РИПЦ) "архиепископ" Татарстанский и Марийский Александр (Миронов). Он привел два основных аргумента в пользу объединения церковных "ветвей", собравшихся на Собор: необходимость взаимодействия с органами государственной власти и налаживание контактов с поместными православными Церквами. Однако он признал, что подобное объединение таит в себе и определенные опасности, связанные с перераспределением церковной власти, а также с конфликтом между либералами и консерваторами, представляющими разные Церкви, входящие в новое объединение.
"Архиепископ" Александр призвал участников Собора "очистить свои ряды от тех, кто забылся, кто бравирует своими недостатками", и с сожалением признал, что "у большинства наших священнослужителей благоговения вообще нет, либо оно в зачаточном состоянии". Двумя наиболее насущными задачами учреждаемого центрального церковного управления докладчик считает решение проблемы церковной собственности, на которую претендует ИПЦ (потенциально, это вся церковная собственность, созданная до 1917 года), и создание духовного учебного заведения "для выращивания своих кадров".
"Митрополит" Пятигорский и Северокавказский Кириак (Тимирциди) посвятил свой доклад изложению богословских и церковно-исторических оснований церковной соборности и предложил целую программу либеральных церковных реформ: "Когда мы говорим, что только мы одни истинные, а остальные еретики, мы очень погрешаем. Дух дышит, где хочет, - заявил он. - Мы не должны с пренебрежением относиться к западным христианам: Проповедь должна быть чужда аскетической односторонности, которая неприемлема в обычной мирской жизни: Служить и читать Священное Писание нужно на живом языке".
После дискуссии участники утвердили "Основные принципы" объединения "ветвей" ИПЦ в единую церковь и создали органы нового высшего церковного управления. "Митрополит" Рафаил был избран "местоблюстителем патриаршего престола", "архиепископ" Александр (Миронов) - управляющим делами ИПЦ, а "митрополиты" Епифаний (Каминский), Кириак (Тимирциди) и Виталий (Кужеватов) - постоянными членами Священного Синода. "Митрополит" Рафаил заявил, что указ Патриарха Тихона, Священного Синода и Высшего церковного совета N 362 от 20 ноября 1920 года о самоуправлении епархий прекращает свое действие, поскольку "в Российской Церкви вновь появилась центральная церковная власть". Все участники собора подписали архиерейскую и иерейскую присяги.
В заключение был рассмотрен вопрос о дате созыва Поместного Собора ИПЦ, который должен утвердить все решения "Архиерейского Собора". Его созыв предварительно намечен на февраль будущего года.
Благовест-инфо /NTVRU.com
Справка "Благовест-инфо"
Помимо председателя Священного Синода Русской Соборной Истинно-Православной Церкви (РСИПЦ) митрополита Рафаила, в Соборе приняли участие: митрополит Пятигорский и Северокавказский Кириак (Тимирциди) (Апостольская Православная Церковь - АПЦ), митрополит Минский и Светлогорский Епифаний (Каминский) ("секачевская ветвь" Катакомбной Церкви), митрополит Коломенский и Русский Виталий (Кужеватов) (АПЦ), митрополит Царицынский и Николаевский Венедикт (Молчанов) (АПЦ), архиепископ Татарстанский и Марийский Александр (Миронов) (Российская Истинно-Православная Церковь - РИПЦ), архиепископ Царскосельский Сергий (Саркисов) (АПЦ), архиепископ Воронежский и Саратовский Иоанникий (Шендрик) (РСИПЦ), архиепископ Херсонесский и Готский Дамиан (Акимов) (АПЦ), архиепископ Санкт-Петербургский и Дивенский Антоний (Кобрат), епископ Потинский и Причерноморский Николай (Модебадзе) (Грузинская ИПЦ), епископ Пензенский и Симбирский Тихон (Киселев) (РИПЦ), епископ Бронницкий Евгений (Старостин) (РСИПЦ).
Из всех участников Архиерейского Собора только митрополит Епифаний (Каминский) представляет аутентичную Катакомбную Церковь, иерархия которой возникла, по меньшей мере, в 1971 году, когда ее основатель, митрополит Геннадий (Секач), официально объявил о своем архиерействе и начал совершать хиротонии катакомбных епископов. РИПЦ, АПЦ и РСИПЦ восходят к церковному новообразованию, возникшему в 1996 году, после того, как по благословению главы Украинской Автокефальной Православной Церкви (УАПЦ) Патриарха Димитрия (Яремы), иерархи этой Церкви совершили две епископские хиротонии "с целью восстановления иерархии Истинно-Православной Церкви в России". Один из рукоположенных тогда в УАПЦ иерархов, митрополит Стефан (Линицкий), бывший клирик Русской Православной Церкви Заграницей, является старейшим епископом АПЦ (на Соборе 13 июля он отсутствовал по болезни).
В 1997-98 гг. в РИПЦ произошло несколько церковных разделений, в результате которых возникли АПЦ, РСИПЦ и еще несколько групп. В Архиерейском Соборе 13 июля не приняли участие две из этих групп - РИПЦ во главе с митрополитом Амвросием (Катамадзе) и ИПЦ (Московская митрополия) во главе с архиепископом Вячеславом (Лисовым). От участия в Соборе также категорически отказались представители других групп "альтернативного православия" в России - Русской Православной Церкви Заграницей и Российской Православной Автономной Церкви.