Обращение инициативной группы "Общего действия" к министру образования РФ по поводу учебника "Основы православной культуры" 
Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Обращение инициативной группы "Общего действия" к министру образования РФ по поводу учебника "Основы православной культуры"

30.06.2003

Уважаемый Владимир Михайлович!
Участники Инициативной группы "Общее действие" выражают озабоченность стремлением представителей Министерства образования РФ использовать введение религиоведческих дисциплин для насаждения в общеобразовательных учреждениях идеологии, пропитанной православным клерикализмом и ксенофобией. Прежде всего, для этого уже больше года используется печально известный учебник А.В. Бородиной "Основы православной культуры" M: Покров, 2002, его модификации. Несмотря на то, что внедрение "ОПК" уже вызвало множество протестов со стороны демократических СМИ, педагогических и правозащитных организаций, ученых, священнослужителей, депутатов и высокопоставленных должностных лиц, руководящие работники системы образования с упорством, достойным лучшего применения, продолжают политику внедрения учебного пособия, в котором подросткам внушают такие не соответствующие евангельскому тексту представления, как то, что "иудеи распяли Христа", а также учат различать "сектантов", "сатанистов" и "еретиков", и сообщают, какие народы ведут себя более благородно на русской земле, а какие - менее.
Год назад учебник Бородиной получил рекомендацию Координационного совета по взаимодействию Министерства образования РФ и Московской Патриархии РПЦ, его апробировали в столичных школах структуры Московского Комитета образования, и готовили к печати в Издательском доме "Покров". Организаторов внедрения "Основ православной культуры" не остановило даже то, что учрежденный приказом Министра образования РФ N58 от 1 июля 1999 г. Координационный совета не имеет полномочий давать рекомендации пользователям учебной литературы. Вот оценка, которую получил учебник А.В.Бородиной "Основы православной культуры" (первое издание) со стороны экспертов и общественности:
- Руководитель Центра изучения религий Российского государственного гуманитарного Университета Н.В.Шабуров: "учебник не отвечает требованиям, предъявляемым к учебно-методической литературе, поскольку содержит некорректные высказывания, способствующие разжиганию религиозной и национальной розни... представляет собой не учебное пособие по основам православной культуры, а конфессиональную апологию православия... рассуждения [о еврейском народе] не имеют ничего общего с исторической действительностью и носят откровенно антисемитский характер... содержит некритическое описание чудес... где описание чуда должно продемонстрировать превосходство православных над армянами...";
- РОО "Клуб учителей "Доживем до понедельника": "не является по содержанию и подаче сведений религиоведческим и культурологическим учебным пособием...содержит утверждения, могущие формировать у учащихся представления об изначальном превосходстве или неполноценности определенных этнических, национальных или религиозных групп, создавать предубеждения к ним...";
- историк Церкви, священник Яков Кротов: "автор обличает религии, верования которых не разделяет... Бородина излагает даже не историю Русской Православной церкви, а российскую модификацию теории немецких романтиков... содержит пересказы средневековых легенд, не имеющих под собой фактической основы, а также некоторых современных суеверий... приучает учеников (и учителей) к некритическому восприятию различных слухов и псевдосенсаций из желтой прессы... взгляд [на "гостей" русского народа] противоречит и основам христианской веры... национализм "базарного типа"... классическая антисемитская тирада... не освещена история русской христианской мысли...";
- "Объединенный комитет в защиту евреев в бывшем СССР": "средневековые национально-религиозные представления, основанные на неприятии других вер и народов... Миллионы евреев были убиты, замучены или дискриминированы именно из-за [содержащегося в учебнике] мифа о коллективной ответственности еврейского народа за казнь Христа, а также из-за утверждений о стремлении евреев к мировому господству";
- Военно-историческая организация "Добровольческий корпус": "культурологический шовинизм, разрушающий Россию".
Мы считаем совершенно недопустимым, чтобы учебники, выражающие взгляды только одной из многих групп верующих, существующих в российском обществе, были внедрены, пусть и с согласия родителей в государственных школах, существующих на деньги налогоплательщиков, среди которых не только представители самых разных конфессий, но и атеисты и агностики.
Громкие протесты против клерикализации школы и скандальная репутация учебника "Основы православной культуры" должны были бы заставить руководство Минобразования отказаться от его насаждения. Тем более, что все разговоры о православии как религии подавляющего большинства россиян - чистая спекуляция. Число лиц, которых по данным социологических опросов и оценкам серьезных исследователей с большей или меньшей обоснованностью можно считать православными верующими не превышает в России 4 - 9% (К.Каариайнен, Д.Фурман в книге "Старые церкви, новые верующие. Религия в массовом сознании постсоветской России", С-Пб.; М: Летний сад, 2000).
Одно время казалось, что руководство Минобразования вняло голосу рассудка. Сперва Вы, господин министр, обещали, что преподавание православной культуры будет вестись только в рамках единого курса по истории мировых религий. Затем, видимо, чтобы отсечь школьников от знакомства с индуизмом, буддизмом, и самыми распространенными в мире христианскими направлениями (протестантизмом и католицизмом) - заговорили только о курсе "Религии России". Успокаивали, что учебник А.В.Бородиной не имеет статуса "рекомендованного".
Однако, вскоре, после того как общественность Вам поверила, были отброшены все публичные заверения о преподавании только объединенного курса по истории основных религий. Руководство Минобразования мгновенно позабыло собственные аргументы в пользу многоконфессионального учебника - и начался новый этап насаждения православной клерикализации школы. Вместо курса "Религии России" стали готовить учебник "РЕЛИГИЯ РОССИИ"!
Открытым вызовом общественности стало решение Координационного совета по взаимодействию Минобразования и Московской Патриархии РПЦ вторично рекомендовать для общеобразовательных и воскресных школ учебное пособие А.В.Бородиной "Основы православной культуры", М: Покров, 2003 (второе, обновленное издание). Совет прошел под сопредседательством заместителя Министра образования РФ Л.С.Гребнева и Митрополита Сергия (Солнечногорского), которые и подписали рекомендацию. Основанием для этого решение послужили:
а) "положительные экспертные заключения" богословов, священнослужителей (некоторые из которых, напомним, руководят издательским домом "Покров"), а также должностного лица - первого проректора Московского института повышения квалификации работников образования С.Б. Романова (руководитель подготовки учебника);
б) "положительный результат внедрения данного учебного пособия в Москве, Московской, Курской, Белгородской, Смоленской области и других областях России".
Какой "положительный" результат имеется в виду, в решении не сообщается, зато, как Вам хорошо известно, скандальный учебник вызвал резкую критику.
Анализ фрагментов нового учебного пособия показывает, что и в новой редакции сохранены элементы прямой агитации в пользу православия, фактически превращающие его в учебник "закона божьего", проявления религиозного национализма, антисемитизма и ксенофобии.
Это значит, что с 1 сентября новые тысячи учащихся обречены получать оценки за успешное усвоение пассажей, подобных тем, которые мы процитировали в начале письма.
Упорство, с которым в учебнике Бородиной - несмотря на все протесты - сохраняются ксенофобные утверждения, показывает их важность для идеологов "возрождения духовности".
Самое опасное заключается в том, что учебник А.В.Бородиной внушает подросткам, что национальное происхождение и религиозная принадлежность обуславливают нравственные качества человека. Именно такие представления и являются доктринальной основой шовинизма и расизма. Курс ОПК практически возвращает в современность средневековый уровень межконфессиональной полемики, легализует религиозный национализм. Внедрение этого учебника перечеркнет все программы воспитания толерантности.
Мы считаем необходимым издание специального распоряжения министра образования РФ о недопустимости использования в качестве учебного пособия обоих изданий учебника А.В. Бородиной "Основы православной культуры", как не прошедших Федеральную экспертную комиссию по общему образованию и вызвавших обоснованную критику.
Конституция РФ запрещает возбуждение национальной и религиозной вражды и пропаганду национального и религиозного превосходства (ч. 2 статьи 28), обеспечивает правовые гарантии существования в России светского государства и не допускает превращения православия, равно, как и другой религии, в государственную идеологию (ч.2 статьи 13 и статья 14). Эти конституционные принципы не случайны. Человечество буквально выстрадало принципы веротерпимости и духовного плюрализма, равноправия и верующих, и неверующих людей.
Руководители Министерства образования не имеют права перечеркивать и подменять своими решениями основные принципы действующей Конституции.
Мы считаем, что требуется провести широкое обсуждение необычайно важного вопроса о целесообразности и допустимости приобщения государством подрастающего поколения к некоей национально-религиозной идеологии, выходящей за рамки принципов соблюдения и защиты прав человека, независящих от национальной и религиозной принадлежности учащихся. Если общество, все же сочтет необходимым и возможным делать это в государственных школах, потребуется ввести в Конституцию и законодательство соответствующие поправки. Однако и чиновники и общество должны полностью осознавать все последствия таких фундаментальных решений. Речь идет не только о светском характере образования и государства, но и об угрозе цепной реакции разнонаправленного религиозного национализма.
Мы призываем руководство Министерства образования РФ к соблюдению конституционных принципов светского, неидеологизированного характера государственной системы образования в Российской Федерации. Наилучшим выходом для решения вопроса об ознакомлении российских школьников с историей религий и религиозными догматами является создание - обязательно согласованного с главами реально действующих в РФ конфессий - единого учебного курса "История мировых религий", преподаваемого в рамках школьного курса истории.
С уважением,
Л.М. Алексеева, Московская Хельсинкская группа
С.А. КовалЈв, депутат Государственной Думы РФ;
М.Г. Арутюнов, Международная правозащитная ассамблея;
А.В. Бабушкин, Общественный Благотворительный Комитет "За гражданские права";
Е.Л. Гришина, Общественная организация "Правозащитная информация"
Л.С. Левинсон, Институт прав человека;
Л.А. ПономарЈв, Общероссийское движение "За права человека";
Ю.В. Самодуров, директор Музея и общественного центра имени Андрея Сахарова;
священник Глеб Якунин, Комитет защиты свободы совести
Портал-Credo.ru



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

 

Другие статьи этого автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме