Парафии Белорусской автокефальной православной церкви (БАПЦ) намерены перейти в юрисдикцию
Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата (УПЦ-КП) в России. Об этом начаты предварительные переговоры через переписку с преследуемым в Беларуси лукашенковским режимом архиепископом БАПЦ Петром (Гущей). Аналогичные тенденции начинают прослеживаться и в России. В частности, представителями Русской православной зарубежной церкви (РПЗЦ), которая ныне переживает кризис из-за раскола в собственной среде на приверженцев Московского патриархата и ее противников, возобновлены контакты с представителями Украинской православной церкви Киевского патриахата (УПЦ-КП). Возглавляет этот процесс глава РПЗЦ, архиепископ Каннский и Европейский Варнава (Прокофьев), известный тем, что еще в 1992 году от лица РПЗЦ обратился в святейшему патриарху-мученику Владимиру (Романюку, +1995) Киевскому и всея Руси-Украины и его заместителю (ныне святейшему патриарху) блаженнейшему митрополиту Филарету (Денисенко) с предложением установить братское общение между двумя церквями. За этот поступок епископа Варнаву другие русские архиереи-шовинисты тогда осудили, в связи с чем он вынужден был отказаться от открытого сотрудничества с УПЦ-КП. Тем не менее на неофициальном уровне такие отношение длились до сего времени. В частности, по тайному благословению епископа Варнавы в УПЦ-КП тогда перешел его ближайший соучастник и единомышленник, благочинный русских приходов РПЗЦ архимандрит Иоасаф (Шибаев), который со временем был высвячен на епископа Белгородского (Россия) и назначен постоянным членом Архиерейского Синода УПЦ-КП.
Следует отметить, что благосклонность русского духовенства и верующих к Киевскому патриархату становится все более распространенной. Обусловлено это тем, что УПЦ-КП наиболее авторитетная и влиятельная альтернативная во вселенском православии юрисдикция, которая лишь в Украине насчитывает около 3000 приходов, 20 монастырей и 30 епархий, в т.ч. за границей. На сегодня в России существует три епархии УПЦ-КП: московско-ногинская, курско-белгородская и тюменско-сибирская, которые при дальнейшем присоеденении к ним еще и приходов РПЗЦ могут быть выделены в отдельную русскую автономную юрисдикцию Киевского патриархата. Кроме некоторых представителей РПЗЦ все более оживляются контакты между УПЦ-КП и разными течениями Истинно-православной церкви России (ИПЦ), в частности митрополита Епифания Каминского. Также УПЦ-КП вступила в литургийное единение с Болгарской Православной Церковью и старостильной ИПЦ Греции, которая в Афинах для подворья Киевского патриархата даже передала целый храмовой комплекс. При посредничестве киевского патриарха Филарета и греко-старостильных епархий УПЦ-КП в США и Европе уже начат диалог с другими греческими юрисдикциями о создании единой старостильной ИПЦ Греции на основах расширенной автономии в составе Киевского патриархата.
Итак, как считают в Синоде УПЦ-КП, при продолжении этого процесса появляются все основания для создания в ближайшем будущем мощной православной коалиции, альтернативной монополии Московского патриархата на постсоветскому пространстве и во вселенском православии вообще.